Национальный антитеррористический комитет России подтвердил ликвидацию в Дагестане, в пригороде Буйнакска, во время спецоперации 19 апреля преемника Доку Умарова, лидера террористической организации «Имарат Кавказ» Алиасхаба Кебекова. Среди прочего его обвиняли в участии в организации убийства суфийского шейха Республики Дагестан Саида-афанди Чиркейского в 2012 году и в подготовке терактов в Волгограде в 2013 году.
Кебеков Алиасхаб Алибулатович, 43-летний аварец, Али Абу-Мухаммад стал лидером террористической организации «Имарат Кавказ» в марте 2014 года. Перед этим занимал должность кадия (верховного шариатского судьи) «вилайята Дагестан», затем – аналогичную должность на уровне всей организации.
16 января 2014 года на YouTube была выложена аудиозапись с голосом Али Абу-Мухаммада (Кебекова), в которой говорилось о смерти лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова, а также о том, что самому Абу-Мухаммаду предлагают встать во главе «Имарата». Кебеков предлагал на пост лидера организации «брата Асламбека». Судя по всему, речь шла о чеченце Асламбеке Вадалове.
18 марта 2014 года на интернет-сайтах, связанных с подпольем, была опубликована информация, что решением амиров вилайятов «Имарата Кавказ» Али Абу-Мухаммад избран новым главой организации, и в тот же день командование «Имарата Кавказ» официально подтвердило смерть Доку Умарова.
Your browser doesn’t support HTML5
Кандидатура была одобрена советом (шурой) из шести человек, состоящего из четырех амиров вилайятов, кадия – верховного шариатского судьи, коим он являлся до самой смерти.
Кебеков не допускал причинения вреда рядовым жителям и их жилищам. Целью «Имарата Кавказ» он называл исключительно силовиков. Он также противился присоединению к группировке ИГИЛ. Эксперт Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, этнограф и кавказовед говорит, что позиция противников присоединения в организации ослабнет и усилится борьба внутри самой организации.
Ахмет Ярлыкапов: В данный момент уничтожение Кебекова – достаточно серьезное противостояние для тех, кто выступает за старый путь развития «Имарата Кавказ» и сторонников «Исламского государства», тех, кто хочет присоединения «Имарата Кавказ» к «Исламскому государству» и его структурам. Соответственно, Кебеков был тем лидером «Имарата Кавказ», который резко выступал против присяги «Исламскому государству» и присоединения к нему.
Руслан Гиреев, руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа считает, что назначение следующего лидера может занять какое-то время.
Руслан Гиреев: Обычно, когда ликвидирован очередной боевик, при сообществе с другими джамаатами выдвигается несколько кандидатур на его место. Обычная практика такая. Здесь обратите внимание на то, что в период предстоящих праздников 9 мая федеральный центр усиливает политику в регионах, поэтому эта работа каждодневно продолжается. Я думаю, что в этой связи радикальное подполье сейчас находится на такой стадии, что даже по предложению немногие возьмут на себя такую ношу. Тем более что там сейчас происходят также раскольные пути, потому что часть подпольщиков дали присягу ближневосточному фронту – «Исламскому государству» (ИГИЛ), а часть все же осталась на прежних позициях. Поэтому сейчас очень тяжело что-либо сказать.
Очевидны активность и успешность вербовки «Исламским государством» (ИГИЛ) выходцев с Кавказа, включая тех, которых детьми вывезли в Европу, спасая от войны в Чеченской Республике. В чем вы видите секрет успеха агентурной работы?
Ахмет Ярлыкапов: Очень сложная ситуация. Дело в том, что социологическое исследование провести очень тяжело, но даже если основываться на том, кто туда едет и кто противостоит вообще идеологии «Исламского государства», получается, что среди салафитов есть очень серьезная оппозиция «Исламскому государству». Я общался через «Фейсбук» со многими салафитами, которые выступают резко против идеологии «Исламского государства», абсолютно ее не приемлют и считают, наоборот, антиисламским государством. Когда смотришь на ситуацию, то туда уезжают в основном действительно не очень устоявшиеся в вере люди, те, кто недавно окончательно обратился в ислам. То есть одно дело – мусульманин по рождению, а другое дело – когда человек активно начинает исповедовать ислам. Там есть и те, и другие, и третьи. Вдруг у человека что-то щелкает в голове, и он едет туда. Основное, что тянет туда молодежь, – это разглагольствования лидеров «Исламского государства» о социальной справедливости, о том, что это истинно исламская территория. Немаловажно то, что они там контролируют территорию, и если мы сравним «Исламское государство», которое четко контролирует территорию, имеет бюджет от нефтедоходов и так далее, с «Имаратом Кавказ», который не контролирует никакой территории, т.е. люди вынуждены там прятаться в подполье, бегать в лесах и т.д., то, естественно, «Исламское государство» в этом сравнении выигрывает.
Однако Ярлыкапов считает, что на виртуальном поле выигрывает пока «Имарат Кавказ», так как очень активно использует интернет-ресурсы.