ПРАГА---Сегодня президент Белоруссии Александр Лукашенко впервые за более чем 20 лет своего правления страной прибыл в Тбилиси с двухдневным государственным визитом. В его ходе намечено множество мероприятий, в том числе подписание соглашений в сферах экономики и туризма. О приезде белорусского президента мы поговорим в рамках рубрики «Некруглый стол» с политологом из Тбилиси Георгием Хухашвили и его коллегой из Минска Валерием Карбалевичем.
Кети Бочоришвили: Батоно Гия, по-вашему, что означает для Грузии визит главы белорусского государства? Не секрет, что к персоне Лукашенко в мире далеко не однозначное отношение, Запад неоднократно называл и продолжает называть его диктатором, для многих он нерукопожатный президент, к тому же Белоруссия является активным членом Евразийского экономического союза. Как вы считаете, такой визит принесет Грузии больше пользы в нынешнем положении или вреда?
Георгий Хухашвили: Я думаю, что это однозначно принесет пользу, потому что, несмотря на разную новейшую историю Белоруссии и Грузии, историческая память одинаковая где-то заложена, и, в принципе, я думаю, что мы хорошо понимаем друг друга. Что касается того, что вы сказали о президенте Белоруссии, я думаю, что сегодняшний мир очень сложный и однозначно говорить о ком-то, о демократичности кого-то или каких-то других тенденциях, невозможно. Мир очень сложен.
Your browser doesn’t support HTML5
На самом деле, где говорится о демократии, там ее может оказаться меньше, а где – наоборот, там чуть больше. Так что это по большей части некое клише, чем реальность. К тому же в сегодняшнем мире Белоруссия, я думаю, играет очень позитивную роль, в том числе и в том конфликте, который развивается в Европе между Россией и Украиной. Я думаю, что у Белоруссии там одна из ключевых ролей, и, по-моему, Лукашенко очень тонко чувствует эту ситуацию, и я в любом случае приветствую его приезд. Что касается имеющихся замечаний, мы должны историю рассматривать все-таки в динамике и не зацикливаться на чем-то.
Кети Бочоришвили: Батоно Гия, но ведь и в Грузии далеко не все встречают Лукашенко с распростертыми объятиями. Помнится, еще пару лет назад Леван Бердзенишвили, ныне депутат парламента от партии «Республиканцев», заявлял, что не советует Лукашенко посещать Грузию, иначе «он и его однопартийцы дадут ему понять, что он должен ответить за аресты их друзей, которые пострадали по политическим мотивам». Что изменилось с тех пор, почему Лукашенко все же стал в Грузии желанным гостем?
Георгий Хухашвили: Во-первых, у нас в политике набралось очень много политических диссидентов, которые оперируют не политическими реалиями, а некими псевдолиберальными понятиями и, в принципе, этим наносят вред государственным интересам, потому что нельзя так относиться к высшему руководству какой-либо страны. Потенциально, я думаю, Белоруссия – дружественная нам страна. Это можно говорить со стороны оппозиции, но со стороны прежней власти об этом говорить, я думаю, лишено смысла. Что касается другого аргумента, то два года назад была несколько другая ситуация. История очень динамична, и в последние два года эта динамика нам показывает развитие ситуации в несколько другом ключе, и эти понятия меняются, идут какие-то процессы. Я еще раз повторю, что Белоруссия может сыграть в европейской истории одну из ключевых ролей, и нам очень важно понимать друг друга. Что касается таких ценностей, как демократия и так далее, то все меняется и не всегда в лучшую сторону, но все-таки будем надеяться, что в этом плане все тоже будет в порядке. С демократией, на самом деле, проблемы есть везде и не все гладко. Да, в Белоруссии, может быть, чуть больше проблем, но я думаю, что Лукашенко очень хорошо держит руку на пульсе истории и против течения долго плыть не будет.
Кети Бочоришвили: Господин Карбалевич, вы согласны с таким оптимизмом нашего собеседника? Действительно ли можно ожидать, что с демократией дела в Белоруссии могут в ближайшем будущем стать лучше?
Валерий Карбалевич: Пока никаких перспектив на улучшение ситуации с правами человека в Беларуси нет. Докладчик ООН в Беларуси в своем докладе заявил, что ситуация с правами человека в Беларуси ухудшается. Примерно то же самое говорят и правозащитники, в частности, сегодня я видел заявление представителей правозащитной организации «Весна» о том, что ситуация с правами человека в Беларуси стабильно тяжелая. В Беларуси в этом году будут президентские выборы, но никто не надеется на то, что они будут демократическими и свободными, поэтому перспективы на улучшение ситуации с демократией в Беларуси я пока не вижу.
Кети Бочоришвили: А что, по вашему мнению, дает Белоруссии визит Александра Лукашенко в Тбилиси, какие дивиденды он может принести ей и как отнесется Москва к такому шагу?
Валерий Карбалевич: Во-первых, надо отметить, что Грузия – единственное постсоветское государство, в которое еще не было официального визита из Беларуси. Более того, и из Грузии в Беларусь тоже не было визита на высшем уровне. За 25 лет после распада Советского Союза это практически первый визит на официальном уровне, что, конечно, абсолютно ненормально для стран, которые когда-то жили в одном государстве. Более того, сегодня у Беларуси нет посольства в Тбилиси. Грузинское посольство в Минске есть, но белорусского в Тбилиси – нет. Уровень торговли между государствами небольшой, и каких-то больших дивидендов этот визит Беларуси вряд ли принесет. Я не вижу каких-то больших перспектив для развития отношений, торговых отношений по многим причинам.
Кети Бочоришвили: Можно ли Белоруссию назвать страной преуспевающей в экономике настолько, что контакты с ней могут сулить пользу экономике Грузии?
Валерий Карбалевич: Сегодня экономика Беларуси находится в достаточно серьезном кризисе. Это не просто временный кризис, а кризис той социальной модели, которая осуществляется в Беларуси, т.е. модели, где 70 процентов экономики принадлежит государству. А что принесет Грузии? Я не знаю, но, во всяком случае, сегодня экспорт Грузии в Беларусь больше, чем экспорт Беларуси в Грузию, поэтому для Грузии этот баланс – торговоположительный. Что касается третьего игрока – России... Когда президентом был Михаил Саакашвили, то он приглашал Лукашенко приехать, но сам Лукашенко объяснял год назад в интервью российскому телеканалу «Дождь», что он не решился это сделать, потому что понимал, какая будет резкая реакция со стороны Москвы, так как для Москвы Саакашвили был как красная тряпка для быка. Сейчас власть в Грузии поменялась, и я думаю, что и теперь Москва будет не в восторге, но, во всяком случае, такой резкой реакции и скандала, как если бы президентом Грузии на этот момент был Михаил Саакашвили, не будет. Тем более, я думаю, что Лукашенко постарается минимально затрагивать болезненные проблемы, такие как вопросы территориальной целостности Грузии, т.е. максимально будет обходить эти вопросы, понимая, что на это будет внимательно смотреть Москва.
Кети Бочоришвили: Батоно Гия, а что Лукашенко, по вашему мнению, может интересовать в Батуми, или это визит чисто для галочки?
Георгий Хухашвили: Мне сложно судить, но я думаю, что это проявится во время визита. Может быть, по протоколу грузинская сторона предложила ему посетить Батуми.