В Грузии не утихают споры политиков по поводу целесообразности содержания тех или иных административных зданий, построенных при прежних властях. По подсчетам НПО IDFI, суммарные затраты на строительство и ремонт двух президентских резиденций, двух домов правительства и двух зданий парламента превысили миллиард лари. При этом половина этих строений фактически пустует.
Напомню, что все здания, вызывающие неприятие властей «Грузинской мечты», построены при президентстве Саакашвили: это резиденция в Тбилиси в районе Авлабари, здание парламента и дом правительства в Кутаиси. После 2012 года правящая коалиция поставила под сомнение надобность в содержании дорогостоящих объектов: президенту Маргвелашвили недвусмысленно намекнули, что ему не помешало бы переехать в новую, специально отремонтированную резиденцию более скромных масштабов. Ранее в Тбилиси в срочном порядке было восстановлено старое здание парламента, которое пустует большую часть времени. Что касается дома правительства в Кутаиси, то после проведения одного заседания бывший премьер Иванишвили перебрался в Тбилиси, и с тех пор здание закрылось на замок.
НПО IDFI публикует информацию о средствах, затраченных на строительство и ремонт административных зданий. По словам главы правления организации Левана Авалишвили, эти расходы уже перевалили за миллиард лари:
Your browser doesn’t support HTML5
«До 2012 года расходы на строительство различных госучреждений были засекречены. После смены власти большая часть информации стала доступной, однако точных расходов на строительство авлабарской резиденции (президента) нет ни у Минфина, ни у президентской администрации. По нашим данным, строительство этого комплекса обошлось налогоплательщику в 700 миллионов лари. Суммарная стоимость здания парламента и дома правительства в Кутаиси равна 380 миллионам лари. Что касается затрат сегодняшних властей, то на ремонт новой президентской резиденции на улице Атонели израсходовано 28 миллионов лари, а на реконструкцию тбилисского здания парламента 23 миллиона. При этом все перечисленные средства расходовались по единоличному решению, без консультаций с экспертами и общественностью. Содержание только здания парламента обходится налогоплательщику в один миллион лари в месяц, а общественность так и не получила от правительства внятного ответа на вопрос, что оно собирается делать с дорогостоящими пустующими объектами».
По мнению политолога Ники Читадзе, административные здания, построенные при прошлых властях, должны сохранить свой профиль:
«Даже если исходить из того, что на строительство израсходованы огромные средства, это не повод, чтобы отказаться от них. Эти здания предназначены для функционирования государственных институтов и не предназначены для иных целей. Разговоры об их продаже считаю несостоятельными, так как никто не купит подобные здания. В Конституции есть запись, что местом пребывания парламента является Кутаиси, а президент является высшим должностным лицом, поэтому все должно остаться как есть».
Противоположного мнения придерживается политолог Важа Беридзе:
«У нас новая конституциональная реальность, которую, кстати, сформировал еще Саакашвили. При этом он намеревался занять кресло премьера, поэтому в его планы входило переименовать президентское здание в приемную премьера, а президента перевести в более скромное здание. А когда реалии изменились, то президент с усеченными функциями не должен занимать такое огромное здание, которое на фоне непростой экономической ситуации будет целесообразней продать с молотка».
В целом, по мнению экспертов, в вопросе принадлежности административных зданий необходимо поставить жирную точку. На фоне непростой экономической ситуации население ожидает от властей четких, аргументированных действий, а не склок, подрывающих престиж государства.