Бидзина Иванишвили не признается, что он, не занимая каких-либо официальных постов, принимает наиболее важные политические решения в стране. Но он никогда не скрывал более далеко идущей амбиции – именно ему судьба уготовила задачу повышения политической культуры грузинского народа.
О том, что последнему ее не хватает, вследствие чего выборы могут привести к неправильным результатам, Бидзина говорил публично. Сама по себе мысль скорее банальная: продвинутая часть населения (или та, что считает себя продвинутой) постоянно жалуется, что с народом ей не повезло. Но странно то же самое слышать от человека, которому этот самый народ совсем недавно вручил бразды правления. Это тоже объясняется низкой политической культурой? Не сомневаюсь, что многие демократические лидеры думают именно так, но нельзя же об этом вслух говорить...
Иванишвили как-то сочетает политический цинизм с почти наивной откровенностью. Победа в выборах 2012 года была результатом удачной политтехнологии. Вовремя показали видео об издевательствах в тюрьмах – вот и выиграли, а то могли и проиграть. В другом контексте может сработать что-нибудь другое. Но пока есть время, народ нужно перевоспитать, чтобы все не зависело от таких трюков.
Your browser doesn’t support HTML5
Как видно, «переход» бывшего премьера «в гражданское общество» преследовал именно эту цель: завоевав контроль над государственными структурами и передав каждодневное управление ассистентам, он теперь хочет непосредственно воздействовать на народ. Конечно, это можно интерпретировать как политическую игру: раз общество (т.е. неправительственные организации, аналитики, журналисты и т.д.) будет его команду критиковать, с ним надо сражаться на его же поле в качестве как бы независимых субъектов. Купили власть, сейчас надо купить и «общество». Однако этого можно достичь, не высовываясь самому. Иванишвили делает и это, но одновременно хочет лично участвовать в проекте по повышению политической культуры грузинского народа. Это трудно объяснить лишь холодным расчетом: представляется, что у него действительно такая амбиция.
Но как именно ее осуществить? Через полтора года после «перехода в гражданское общество» контуры нового проекта Иванишвили уже определились. Во-первых, ему, как ницшевскому Заратустре, нужна пусть небольшая, но верная группа «попутчиков», посвященных в истинное учение. Предпочтительнее, чтобы попутчики были молодые: во-первых, они более восприимчивы, во-вторых, можно работать на перспективу. У последней есть конкретная дата - 2030 год. Именно таково название сообщества, в которое объединяются молодые слушатели школы Бидзины (произносится как «двадцать-тридцать»). Комментаторы сразу заключили, что, значит, до этого времени Иванишвили надеется сохранить режим собственного неформального правления: ему уже будет 74 года, можно реально уйти на покой и положиться на учеников, которые за это время станут зрелыми государственными мужами.
С другой стороны, нужно и воздействовать на массы. Для этого Иванишвили начал на дотоле чисто развлекательном телевидении своего сына собственную передачу. О ней начали говорить еще с осени: сначала распространилась информация, что Учитель сам собирается ее вести, потом говорили, что он вообще передумал; передачу анонсировали и переносили. Наконец, период поисков и метаний кончился – программа «20/30» появилась в эфире. По формату это обычное ток-шоу, которых в грузинском телепространстве пруд пруди, только по воскресеньям на нем появляется сам Учитель и комментирует различные события вместе с хорошими людьми. Наконец мы поняли, как именно будет повышаться политическая культура грузинского народа.
Если так, то первые результаты разочаровывают. Главное в том, что передачу мало кто смотрит. Основные зрители – политические наркоманы и журналисты из различных информагентств, которые потом ставят несколько самых актуальных высказываний Первого Гражданина на свои интернет-страницы.
Одной из сильных сторон имиджа Иванишвили была таинственность. Когда многолетний затворник-миллиардер, любитель экзотических животных и авангардного искусства, вдруг вышел на политическую арену, это вызвало потрясение. Когда он вернулся в свой замок на горе, оставаясь, согласно народной молве, реальным правителем, ореол таинственности получил новое качество. Пусть его ассистенты-министры теряют популярность, он сам может сохранить имидж мудреца, ученики которого оказались его недостойны. Но еженедельная передача, которую к тому же никто не смотрит, профанирует этот имидж. На экране – чудаковатый человек, который занимается откровенной и потому скучной пропагандой. Выиграть выборы было гораздо легче, чем стать Народным Учителем.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции