Сообщение югоосетинских СМИ о том, что спикер парламента Анатолий Бибилов находился с рабочим визитом в Нагорном Карабахе по приглашению председателя Национального собрания Армении Галуста Саакяна, вызвало политический скандал. В Ереване хоть и признали факт встречи, но заявили, что она носила частный характер и никаких официальных вопросов не обсуждалось.
Судя по всему, скандал докатился и до Цхинвала – публикацию о «рабочей встрече» на официальной веб-странице парламента Южной Осетии убрали, хотя на партийном сайте «Единой Осетии» она все еще висит. Вот некоторые выдержки из публикации, из-за которой возник весь сыр-бор:
«В рамках программы визита состоялась рабочая встреча глав высших законодательных органов Армении и Южной Осетии, в ходе которой были алобсуждены актуальные вопросы развития двусторонних отношений… Анатолий Бибилов и Галуст Саакян договорились и далее поддерживать рабочие контакты с целью оказания содействия дальнейшему развитию межгосударственных отношений».
Наверное, эта встреча в верхах будет оценена югоосетинским избирателем как деятельный вклад Анатолия Бибилова в расширение суверенитета республики, укрепит его авторитет, как политика, что совсем не лишнее накануне президентских выборов.
Your browser doesn’t support HTML5
Правда, в Армении этот пиар восприняли, мягко говоря, иначе. Во-первых, армянские эксперты, осведомленные о подробностях произошедшего, утверждают: Галуст Саакян, выезжая в Карабах, и понятия не имел, что ему предстоит «рабочая встреча» с Анатолием Бибиловым. Спикер армянского парламента известен своей человечностью, отсутствием чиновничьего лоска. Люди, знакомые с ним, предполагают, что Саакяну, как человеку кавказской ментальности, было просто неудобно отказать гостю в его просьбе встретиться. Никто и предположить не мог, что этот неформальный «салам-пополам» вдруг будет возведен в ранг «рабочей встречи глав высших законодательных органов Армении и Южной Осетии», за которую теперь отдуваются армянские власти и политологическое сообщество. Согласитесь, цена пиара Анатолия Ильича оказалось непомерно высокой для принимающей стороны. Здесь надо понимать, что для Армении Грузия – это государство-сосед, где проживает многочисленная армянская диаспора, это страна-транзитер, через которую идут грузы в Россию и Европу.
Подобного рода неформальные встречи проходили неоднократно, но ни разу они не становились поводом для скандала. До 2007 года армянские грузы шли в Россию через Рокский тоннель. Вполне понятно, что это предполагало некие договоренности между сторонами. Возникали и другие темы для обсуждения…
По словам армянского политолога Гагика Авакяна, официальный Тбилиси об этих встречах предупреждали заблаговременно. Грузинские власти к армяно-югоосетинским контактам относились спокойно, потому что они не были направлены против Грузии. Главным условием этих встреч была их негласность. К чести южных осетин они за все время контактов с представителями Армении ни разу об этом не обмолвились, никого не подставили необдуманным пиаром. В Армении такое отношение ценили, быть может, поэтому, считает Гагик Авакян, и не было каких-то жестких предварительных условий по поводу неформальной встречи Саакяна и Бибилова:
«Для всех сторон по умолчанию было ясно, что пиарить такие встречи не следует, потому что в противном случае должна последовать официальная реакция со стороны Грузии. При таких условиях такого рода рандеву бывали. Почему эта встреча стала достоянием публики? Может, это ошибка какого-то чрезмерно активного клерка. А может, очень важно было показать югоосетинскому потребителю какие-то успехи, пусть даже ставя под угрозу возможность таких доверительных встреч в дальнейшем.
– Получается, Галуста Саакяна поставили в неловкое положение?
Естественно, в неловкое положение поставили и его, и республику Армения. Сейчас грузинская сторона должна хотя бы для спокойствия своих граждан публично высечь Армению. Полагаю, урок извлечен и подобные контакты в дальнейшем будут прекращены».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия