Внепарламентская оппозиция сегодня обратилась к президенту Грузии Георгию Маргвелашвили с призывом повлиять на ход формирования состава правительства. По мнению оппозиционеров, новых министров назначил не премьер Ираклий Гарибашвили, а его предшественник, основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, что является грубым нарушением Конституции.
Для лидера «Картули даси» Джонди Багатурия и еще двух представителей внепарламентской оппозиции недавние назначения министров в правительстве Грузии – очевидное доказательство неформального правления основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Аргумент у Джонди Багатурия следующий: действующий премьер-министр Ираклий Гарибашвили публично заявил, что 31 марта назовет имена двух новых министров – по охране окружающей среды и по вопросам спорта и молодежи, и направит обновленный состав кабмина президенту на утверждение для последующего получения вотума доверия от парламента. (Этого требует Конституция в том в случае, если в изначально утвержденном составе правительства свои посты покинут семь министров.) Назначенная премьер-министром дата объявления новых кандидатур была отменена, а на следующий день,1 мая, неожиданно для всех премьер Гарибашвили вместо обещанных двух назвал имена трех новых министров. Джонди Багатурия убежден, что премьер-министр Гарибашвили «сбился со счету» неспроста:
Your browser doesn’t support HTML5
«Премьер-министр (Гарибашвили) не был свободен в выборе. В процесс вмешалась сторона, формально не имеющая полномочий, – Бидзина Иванишвили. Таким образом, попрана Конституция. Поэтому мы сегодня обратились к президенту, как гаранту Конституции, с просьбой обеспечить соблюдение закона. Он не должен представлять парламенту состав правительства, который сформирован в нарушение главного закона страны».
Из-за череды отставок и непредсказуемых назначений президент Георгий Маргвелашвили 1 мая воспользовался конституционным правом и на семь дней отложил отправку в парламент документа с просьбой утвердить обновленный состав правительства. Он призвал правящую коалицию «Грузинской мечты» основательно, не спеша определиться с составом кабмина. Семидневный срок истекает 7 мая.
Тем не менее правительство «Грузинской мечты» не стало дожидаться процедуры объявления парламентом вотума доверия обновленному составу кабмина и новые министры уже приступили к исполнению обязанностей.
Сложившуюся ситуацию и статус правительства юристы истолковывают по-разному. Часть, ссылаясь на Конституцию, считает, что до выражения вотума доверия парламентом все министры лишь исполняют обязанности. Представители «Грузинской мечты» категорически не согласны с таким толкованием. Глава парламентского комитета по юридическим вопросам, конституционалист Вахтанг Хмаладзе сегодня подверг критике тех, кто «неверно» интерпретирует главный закон страны:
«Премьер-министр не только имеет право, но и обязан назначить новых министров. И все члены правительства являются действующими, а не исполняющими обязанности. Что касается вотума доверия, то речь идет об обновленном, а не новом составе правительства. Соответственно, парламент лишь подтвердит, что доверяет правительству».
Что касается роли президента в этом процессе, Вахтанг Хмаладзе назвал его действия «нелогичными и неестественными». По словам специалиста по конституционному праву, президент лишь обязан в течение семи дней направить состав правительства в парламент для утверждения, но у него нет никакого права вносить какие-либо изменения в состав правительства.
Сегодня многие юристы отказались вступать в открытую полемику с представителями власти. По их словам, сложившаяся ситуация еще раз доказала: принятые «Нацдвижением» в спешном порядке поправки, которые вступили в силу после смены власти, по большей части туманны и носят взаимоисключающий характер. Об этом в свое время говорила и «Грузинская мечта». Впрочем, учитывая то, с каким рвением сегодня представители правящей коалиции интерпретировали в свою пользу именно эти поправки, у многих юристов нет ожиданий, что «Грузинская мечта» постарается исправить положение.