Сегодня Национальный демократический институт США (NDI) обнародовал результаты очередного исследования «Общественное настроение в Грузии». Впервые за пять лет, в течение которых институт проводит открытые опросы, вопрос о территориальной целостности не попал в первую тройку самых важных национальных проблем. Изменилось мнение населения Грузии и по отношению к России. Все больше респондентов выступают за присоединение Грузии к ЕАЭС (Евразийский экономический союз).
Такого не было за последние пять лет. Вопрос территориальной целостности выбыл из списка трех самых важных для Грузии тем общенационального характера. По крайней мере так считают те четыре тысячи с небольшим граждан, которых опрашивал институт с 27 марта по 19 апреля в ходе исследования общественного настроения в Грузии. С 2010 года NDI публикует данные своих опросов. Какие три вопроса волнуют граждан в стране больше всех остальных, перечислила директор NDI в Грузии Лора Торнтон:
«В топ-тройке наиболее важных национальных вопросов были названы: отсутствие рабочих мест (66%), рост цен (43%) и бедность (39%). Впервые с начала проведения исследований вопрос территориальной целостности не попал в первую тройку. Это не означает, что этот вопрос больше не волнует граждан Грузии, просто он не является наиболее приоритетным для них».
Your browser doesn’t support HTML5
В доказательство своих слов Лора Торнтон указала на то, что вопрос территориальной целостности занимает четвертое место и его считают главным 27% опрошенных.
На этом наиболее заметные изменения в настроениях грузинского общества не завершаются. Оказалось, что 31% опрошенных выступают за вступление Грузии в учрежденную Россией организацию ЕАЭС. Раньше такой тенденции не замечалось. Политолог Корнели Какачия связывает это с политикой властей:
«Может быть, население просто устало от вопросов, связанных с процессами евроинтеграции Грузии. Прежняя власть способствовала появлению чрезмерных ожиданий по отношению к НАТО, нынешняя – по отношению к процессу евроинтеграции и либерализации виз. После смены власти был снят запрет на вещание российских пропагандистских каналов на территории Грузии. Я не исключаю, что интерес к ЕАЭС – результат пропаганды, влияния «мягкой силы» России. Тем более что по результатам этого же соцопроса в регионах, населенных этническими меньшинствами, число сторонников союзничества с Россией выросло до 50%. Это понятно, в этих регионах не знают государственного языка, и если государство не обратит на это внимание, этот процент будет расти».
Впрочем, многие наблюдатели не исключают, что респонденты могли перепутать ЕАЭС с Европейским союзом. Ведь по-прежнему большинство опрошенных выступают за интеграцию Грузии с ЕС (68%) и НАТО (65%).
Политолог Ираклий Цкитишвили убежден, что если бы в опросе не были перечислены экономические аспекты, проблема территориальной целостности заняла бы первое место в списке вопросов государственной важности:
«Этот опрос показал, в сколь плачевной с экономической точки зрения ситуации находятся люди. Правительство должно проводить эффектную политику в сфере экономики. Заверений министра финансов Нодара Хадури в том, что все будет хорошо, недостаточно. Лари обесценивается каждый день, у людей кредиты, которые они не могут погасить, и их положение ухудшается».
Об этом свидетельствуют и сегодняшние данные NDI. По сравнению с августом прошлого года увеличилось число тех (49%), которые считают, что правительство не проводит важные для них изменения.
Деятельность правительства сегодня положительно оценивают 44%. В прошлом году таких было 52%. Эти данные оппозиционное «Нацдвижение» расценило, как подтверждение правомерности своей критики по отношению к властям. Довольны они и тем, что 44% опрошенных бывшую партию власти считают главной оппозиционной силой. («Свободные демократы» оказались на втором месте – 6%, партия Нино Бурджанадзе «Демократическое движение» с 5% – на третьем).
Представители «Грузинской мечты» в свою очередь отметили, что не доверяют данным опроса NDI, что они и без них знают, что беспокоит народ. Последний, впрочем, согласно NDI, считает, что и парламентская оппозиция, будучи у власти, не смогла бы решить существующие проблемы. Обнадеживает оптимизм опрошенных, из которых 40% считают, что через два года в Грузии ситуация будет лучше, чем сейчас.