Жесткий конфликт между двумя абхазскими силовыми структурами – Министерством внутренних дел и Государственной службой охраны – привел к громкой отставке. В результате двух потасовок среди белого дня в центре города оказалось четверо пострадавших: по два человека с каждой стороны конфликта и два представителя (по одному от каждой структуры) сейчас находятся в реанимации. Министр внутренних дел Рауль Лолуа подал в отставку, президент сегодня вечером отставку принял.
Официальные лица ситуацию не комментируют. Пресс-секретарь президента сообщила, что Рауль Хаджимба от комментария отказался. Министр внутренних дел Рауль Лолуа тоже от комментариев воздерживается. Руководитель Государственной службы охраны Анри Бобуа на звонки на мобильный не отвечает, а при попытке попасть к нему на прием его сотрудники сначала поинтересовались, кто спрашивает, узнав, что журналист, сообщили, что его нет и неизвестно, когда будет.
Сухум – город маленький, все всех знают, свидетелей было достаточно, поэтому информация распространилась быстро и обросла подробностями, которые передаются из уст в уста. Уточнить детали нет никакой возможности, чиновники не понимают, что информировать население о своей работе – их прямая обязанность и люди имеют право знать, что происходит в стране и в городе.
Your browser doesn’t support HTML5
Поскольку официальные источники хранят гробовое молчание, послушаем историю, рассказанную мне старожилами набережной. По их словам, 7 мая около 17.00 два сотрудника Управления внутренних дел по г. Сухум несли службу на набережной около гостиницы «Рица». К ним подошли сотрудники ГСО – говорят, их было человек десять. Они начали выяснять отношения с одним из сотрудников МВД, напомнив ему о каком-то старом конфликте. Слово за слово, началась драка, и имеющие значительный перевес в силе сотрудники Государственной службы охраны здорово поколотили двух милиционеров. Так здорово, что оба попали в больницу, причем, один в реанимацию со сломанной челюстью. Он уже перенес одну тяжелую операцию, и, говорят, ему предстоят еще.
Военная прокуратура возбудила уголовное дело против зачинщика драки. Его вызвали на допрос, но уже через час отпустили под подписку о невыезде. Это якобы был сигнал сотрудникам МВД, что и на этот раз, как и в случае с избиением хулиганами лейтенанта милиции Цамбова, никто не понесет никакой ответственности. Напомню, что преступников, избивших Цамбова и признавших свою вину, практически сразу после суда освободили, приговорив к минимальным срокам, которые они отсидели, пока шло следствие.
На следующий день коллеги избитых сотрудников УВД нашли в городе на набережной около Абхазского театра зачинщика драки и попытались доставить его в УВД. Тот оказал сопротивление, ему на помощь подоспел второй сотрудник ГСО, и завязалась еще одна драка. На это раз избили уже сотрудников ГСО. Зачинщик первой драки пострадал больше всех, теперь и он в реанимации.
Вечером 11 мая около 18.00 в УВД приехал президент Рауль Хаджимба. Его встречали во дворе начальник горотдела Дмитрий Дбар и сотрудники. Разбор полетов президент учинил прямо во дворе, он высказал начальнику горотдела в присутствии личного состава свое отношение на повышенных тонах и в очень резкой форме. Президент потребовал отставки Дмитрия Дбара.
Дмитрий Дбар ушел. Сегодня заявление об уходе написали еще двое его заместителей. Вечером стало известно, что президент принял отставку и министра внутренних дел Рауля Лолуа.
Эта история свидетельствует о том, что закон в стране не действует, люди понимают, что виновный в том или ином преступлении не понесет заслуженного наказания, поэтому стремятся решать свои проблемы сами.
Ситуация «снесла» все руководство МВД. Но при этом с Государственной службой охраны, сотрудники которой, по имеющейся информации, первыми учинили драку и создали эту ситуацию, насколько известно, разбор полетов никто не проводил. Начальник ГСО Анри Бобуа сохраняет свою позицию и никаких санкций ни к нему, ни к зачинщикам и участникам драки со стороны ГСО никто не применил.
Согласно существующему Положению, ГСО стоит над Министерством внутренних дел. Сотрудники ГСО не подчиняются милиции, не могут быть арестованы и привлечены к ответственности органами МВД. Этот конфликт не первый. Ранее они возникали из-за того, что сотрудники ГСО, пользуясь своим положением и безнаказанностью, грубо нарушали правила дорожного движения и игнорировали требования сотрудников милиции. Связаться с руководством ГСО, чтобы уточнить эту информацию, мне не удалось.
PS. После публикации материала его автору позвонили из админинистрации президента Рауля Хаджимба и сообщили, что указ об отставке Рауля Лолуа с поста министра внутренних дел еще не подписан.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия