ПРАГА---Турция выступает за то, чтобы на следующем саммите НАТО было объявлено о расширении альянса за счет ряда кандидатов, заявил сегодня глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, подводя итоги министерской встречи НАТО в Анталье. «Мы выступаем за расширение НАТО. У нас сейчас четыре страны-кандидата. Это Черногория, Босния и Герцеговина, Македония и Грузия. И мы хотим, чтобы саммит 2016 года имел своей целью расширение (альянса)», – сказал он. У нас на прямой линии из Антальи обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе.
Дэмис Поландов: Коба, добрый вечер! Правильно я понимаю, Коба, что данное заявление было главной новостью министериала, по крайней мере для Грузии?
Коба Ликликадзе: Естественно, учитывая тот факт, что на этом министериале в Анталье не стоял вопрос Грузии в формате встречи комиссии НАТО-Грузия, то, наверное, можно сказать, что это был главный ньюс в отношении Грузии и не только. Наверное, заявление господина Чавушоглу, одного из ведущих членов альянса, порадует многих людей, в том числе и в Македонии, которая ждет членства уже много времени, и всего лишь ее название стало препятствием на пути в членство в НАТО, и в Черногории, где недавно заявление президента Франции Франсуа Олланда о том, что НАТО не будет расширяться до следующего саммита, вызвало, как мне говорили мои коллеги, очень негативную реакцию и подбодрило скептиков.
Your browser doesn’t support HTML5
Я поясню, что Черногория как раз ждала, и ей обещали на Уэльском саммите членство в НАТО в конце этого года как раз к следующему саммиту. Так что, думаю, что заявление господина Мевлюта Чавушоглу обрадует многих, но еще раз подчеркну, что это всего лишь мнение одного члена государства. Для того чтобы встал вопрос расширения НАТО на следующем саммите в Варшаве, необходимо единогласие всех 28 государств.
Дэмис Поландов: Может быть, были какие-то заявления в кулуарах представителей других стран по этому поводу? Насколько серьезно обозначена дата – 2016 год, известно, когда пройдет саммит?
Коба Ликликадзе: Обычно саммиты проходят весной. Главный вопрос – повестка дня, которая не обозначена к следующему саммиту. Я задал этот вопрос Джеймсу Аппатураю – специальному представителю генерального секретаря НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии, и он сказал, что пока еще достаточно времени и вопросы повестки дня будут решаться в более поздние сроки. Как обычно это делается на последнем министериале перед саммитом. Что касается заявлений в кулуарах, то в кулуарах такие вопросы, естественно, обсуждаются. Всем известно, что страны Балтийского региона – традиционно Польша, Чехия и ряд других стран, но пока не большинство – поддерживают расширение альянса, в том числе вступление новых аспирантов. Однако опять-таки, даже если одна страна будет против, то этот вопрос не пройдет. Я опять вернусь к вопросу Македонии. Вы прекрасно понимаете, что одно государство – член альянса, Греция против этого названия, и Македония не может вступить в НАТО. Так что Грузия и все аспиранты альянса имеют дело с процессом, где у всех больших и маленьких государств – не имеет значения мощность и размер государства – есть один голос, и этот один голос – решающий.