ПРАГА---На Рижском саммите работал обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе. Мы связались с ним по телефону сразу после принятия итоговой декларации и попросили ответить на несколько вопросов.
Дэмис Поландов: Коба, вы могли бы нам сказать, какой главный итог Рижского саммита сегодня уже можно подвести?
Коба Ликликадзе: Главный итог, наверное, то, что «Восточное партнерство» имеет будущее, и страны «Восточного партнерства», в частности, Грузия, Белоруссия и Молдова, получат для стимулирования экономического, финансового сектора дополнительно несколько сотен миллионов евро. В случае Украины – это в виде кредита в 1,8 миллиарда евро, а для грузинского сектора через Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк будут выделены дополнительные ресурсы в виде двух миллиардов евро.
Что касается вопроса либерализации виз, говорится о том, что Грузия и Украина в конце года после позитивного заключения решения ассесмента со стороны Еврокомиссии могут рассчитывать на безвизовый режим с Европейским союзом. Говорится о замороженных конфликтах, но, можно сказать, странно: Россия как бы как энигма, ее не упоминают в тексте почти нигде, даже тогда, когда говорится об аннексии Крыма и Севастополя и о невыполненных соглашениях от 12 августа 2008 года в случае Грузии.
Your browser doesn’t support HTML5
Дэмис Поландов: Правильно ли я понимаю, что говорится об аннексии Крыма, но не говорится о том, кем он был аннексирован?
Коба Ликликадзе: Да, совершенно верно. Там указывается, как это было оговорено на саммите Евросоюза и Украины 28 апреля и в соответствующей резолюции ООН. То есть это был особенный пункт, вызывающий споры, и нашли такой вот консенсус.
Дэмис Поландов: А в чем, собственно, заключается консенсус? Насколько я понимаю, Белоруссия и Армения все равно не подписали это коммюнике.
Коба Ликликадзе: Да, они не подписали это коммюнике, но текст как раз составлен так, что оттуда не выходит какого-то прямого вывода о том, как это можно решить и какое конкретно видят решение вопроса страны, участвующие в Рижском саммите. Подчеркивается усиление роли Евросоюза во всех замороженных конфликтах на территории пространства «Восточного партнерства», но не говорится о конкретных действиях и задачах. В целом документ составлен очень дипломатично.
Дэмис Поландов: Коба, какие настроения у грузинской делегации? Понятно, что в самой Грузии комментарии самые разные и очень зависят от политических предпочтений комментаторов. А что говорят члены делегации Грузии?
Коба Ликликадзе: Ираклий Гарибашвили, отвечая на мой вопрос: «Как вы, довольны?», сказал, что довольны, но в чем это заключается, потом уточнила министр иностранных дел Тамар Беручашвили, сказав, что за последний год, то есть на первой фазе программы либерализации, был сделан огромный шаг вперед, сейчас осталось совсем немного, и граждане Грузии получат безвизовый режим для передвижения по территории европейского пространства. Тамар Беручашвили также подчеркнула, что Грузия получит дополнительную финансовую помощь от Евросоюза. Собственно говоря, это и есть политический мессидж, который уже звучал на самом деле очень активно, что есть все предпосылки к тому, что в конце года Грузия получит позитивную оценку от Еврокомиссии в вопросе либерализации виз.
Дэмис Поландов: Коба, были ли у тебя какие-то контакты с украинской делегацией? Как они воспринимают итоги? Понятно, что для Украины это очень важный саммит, не менее важный, чем для Грузии.
Коба Ликликадзе: В ходе этого саммита было подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития, и Украина получит для макроэкономического развития страны дополнительно 1,8 миллиарда евро. Но упоминание об аннексии Севастополя и Крыма и о том, что все должны уважать территориальную целостность Украины, – это тоже позитивный сигнал для Украины. Что касается либерализации виз, то я думаю, что Украине в этом отношении все-таки нужно еще больше сделать, потому что если в случае Грузии биометрические визы, реадмиссия и пограничный контроль действуют почти полностью, то в случае Украины мы видим, что это пока еще является задачей, которую украинской власти предстоит выполнять. Плюс – это коррупция, побороть которую является первостепенной задачей для Украины, и я думаю, что в этом отношении она немного отстает от Грузии.