Общественная организация "Открытая Россия", созданная бывшим владельцем нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским, представила фильм "Семья" о Рамзане Кадырове. В нем, в частности, рассказывается о том, как устроена власть в Чечне, о месте главы республики в системе федеральной власти России, о созданных Рамзаном Кадыровым силовых структурах (их в фильме называют опричниной), а также о похищениях и пытках задержанных.
"Почему Владимир Путин боится Рамзана Кадырова, что такое "вассальная армия" и кто такие "крашники", сколько стоит место в "элитных" подразделениях и почему проспект Путина в Грозном нельзя называть проспектом Победы", – говорится в описании фильма:
В фильме приводятся интервью журналистов, а также людей, так или иначе столкнувшихся с нарушением законодательства со стороны чеченских властей. Кроме того, в фильме говорится, что помимо многомиллиардных бюджетных дотаций Кадыров получает деньги с помощью "сложной системы дани". По утверждению авторов фильма, каждый чеченец раз в месяц платит взносы в Фонд имени Ахмата Кадырова: работники бюджетной сферы якобы перечисляют до 10 процентов заработка, сотрудники частных компаний – до трети доходов, бизнесмены – до половины.
Сразу после публикации фильма министр по печати и национальной политике Чечни Джамбулат Умаров выступил с заявлением об информационном терроризме против народов России. Обращаясь к жителям Чечни, Умаров назвал информационный терроризм настоящей "инфо-чумой" XXI века. Одной из разновидностей такой деятельности, по словам министра, является распространение в последнее время ложной информации, слухов и сплетен. При этом, по его словам, самый мощный удар наносят по имиджу президента России Владимира Путина и ряда других "неугодных политиков", в том числе Рамзана Кадырова.
Пресс-секретарь экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского Ольга Писпанен рассказала Радио Свобода, как шла работа над фильмом "Семья" про Рамзана Кадырова:
У нас есть материалы, которые мы даже не смогли включить в фильм – настолько они тяжелы для восприятия
– Работа шла достаточно долго. Мы решили его снять после публикации так называемых расстрельных списков, в которые попал и Михаил Борисович Ходорковский. И по мере продвижения работы над фильмом всплывали такие подробности того, что творится в Чечне, что волосы дыбом становились. У нас есть материалы, которые мы даже не могли включить в фильм – настолько они тяжелы для восприятия. Без слез невозможно смотреть. Было очень много рассказов "не под запись", потому что люди очень боятся говорить что-нибудь против Рамзана Кадырова. В основном осмеливаются говорить те, кому уже нечего терять. Нам рассказывали, что там вырезали целые семьи, людей убивали, или они пропадали. Все догадываются, что с ними произошло, но никто об этом не может говорить вслух. Некуда идти с этой бедой, некому жаловаться, там очень страшная ситуация, и не нужно забывать, что все это происходит на территории Российской Федерации. Мы будем распространять этот фильм, как делаем со всеми нашими материалами, другой вопрос, что будет после этого. Естественно, мы ждем какой-то реакции из Чечни, думаем, она обязательно последует. Дальше будем смотреть по ситуации – продолжат ли нас запугивать, запишут ли в личные враги. Кроме того, недавно нам "в подарок" подготовили закон о нежелательных организациях, так что все впереди, – говорит Ольга Писпанен.
Политолог Дмитрий Орешкин называет авторов фильма "очень смелыми людьми" и считает, что им нужно позаботиться о своей безопасности:
– Я думаю, что представители российской власти сделают вид, что фильма нет, или отделаются крайне лаконичным и ничего незначащим комментарием. А с Кадыровым и так все понятно. Он уже сказал, что Ходорковский его враг. Я думаю, что Михаилу Борисовичу Ходорковскому надо всерьез озаботиться проблемой организации охраны.
– Как вам фильм, узнали вы что-то новое о Рамзане Кадырове?
Заслуга тех, кто этот фильм сделал, заключается в том, что они не побоялись
– Фильм интересен в том плане, что, с одной стороны, мы все это знаем. С другой стороны, мы не видим таких вещей, собранных воедино. С третьей стороны, мы боимся это самим себе сказать. Заслуга тех, кто фильм сделал, заключается в том, что они не побоялись. Это очень важно – показать, что есть люди, которые по-прежнему не боятся. Потому что из фильма видно, да и из жизни видно, что посыл этого режима – просто элементарный страх, элементарная деспотия восточного типа, примерно такая же, как сталинская, когда люди на уровне общежитейского разговора говорят – приехали и забрали. Девушки из фильма не помыли машину начальникам, и их застрелили. Мы живем в стране, в которой нет суда, нет исполнительной власти, нет законодательной власти. Есть один вождь, у которого в руке все: и религия, и суд, и силовики, и армия. Он один носитель истины. Только он знает, кого казнить, а кого миловать. Это все очень понятно, все очень прогнозируемо и чудовищно. Это очень печальный фильм, очень простой и понятный, который говорит, как все на самом деле. В фильме больше говорят про Чечню, но на самом деле, этот фильм про Россию.
– В фильме много рассуждают о причинах такой тесной, почти мистической связи между Путиным и Кадыровым. Он мой кумир, говорит Кадыров о Путине. Он мне как сын, говорит о Кадырове Путин...
Россию ждет то же самое, что сейчас происходит в Чечне
– Это такой первобытный синкретизм. Это объединение на более примитивном уровне, когда разные племена объединяются вокруг одного лидера, для того чтобы собраться в орду и идти грабить кого-то другого, потому что других целей у этого объединения нет. Умирает, исчезает вождь, как объединяющая структура, разваливается это политическое объединение, синкретическое. Россия постепенно идет вниз. Они действительно верят, что они родились в рубашке. Они верят в силу. Они думают, что они такие умные и удачливые. Они вряд ли отдают себе отчет, что они живут за счет того, что высасывают ресурсы из огромной территории, лишая ее потенциала для роста. Они же думают, что они обеспечивают мир, процветание, благодать. Они постепенно привыкают всерьез верить этим детским утренникам, где говорят: спасибо, Рамзан, или спасибо, Путин. Это феномен товарища Гитлера. Ментальное, психологическое и ценностное единство между Путиным и Кадыровым – самая опасная вещь, которая видна из этого фильма. Это значит, что Россию ждет то же самое, что сейчас происходит в Чечне: в любую крупную бизнес-структуру придут какие-то люди, отберут, отожмут, потому что верховный хан велел. И неважно, как фамилия этого хана – Кадыров или Путин.
Еще до выхода фильма о Рамзане Кадырове с Радио Свобода связался житель Грозного по имени Абдулла и на условиях анонимности рассказал о том, что происходит в Чечне:
Your browser doesn’t support HTML5
– Любой чеченец расскажет, кто такой Кадыров, что он творит и что он из себя представляет. Свои слова я смогу подтвердить сотнями тысяч видео, которые мы, чеченский народ, кидаем в YouTube, чтобы это все видели, как чеченцев прямо на улице сотрудники избивают, как уничтожают нас. Мы стараемся закидывать эти видео, но власти это удаляют. Мы заново кидаем это видео. На сегодняшний день ни один чеченец не может нормально себя чувствовать в Чечне. Никто нам не поможет. Единственное, нам остается взять оружие в руки и идти в горы воевать, если Кремль не хочет установить справедливость и закон в Чечне.
– А вы пытались эти записи передать не журналистам, а, например, сотрудникам ФСБ? Или каким-то образом попытаться доставить их непосредственно до Владимира Путина, например?
Наш народ даже боится сказать: Кадыров, мы против тебя. Его шайка – это бандитская шайка
– А какой смысл?! В 2013 году ФСБ задержали определенных лиц кадыровского спецназа за похищения и пытки людей. Через день этих всех четырех кадыровцев отпустили, а эфэсбэшников начали притеснять, угрожать их семьям. Они отправили письмо в Кремль, но результата ноль. По слухам, они уволились и уехали за пределы Чечни, опасаясь за свои семьи. То, что говорят, что у нас безопасно – это все вранье. Наш народ даже боится сказать: Кадыров, мы против тебя. Его шайка – это бандитская шайка. Их называют – Лорд, Патриот. Они моментально придут за тобой и убьют.
Еще хочу заявить. Чеченский народ, процентов 70, не поддерживает Кадырова. Это я вам заявляю точно от чеченского народа. Просто мы не можем сказать сейчас в данный момент, сегодня выступить против него, потому что боимся за своих родных. Если Путин бы не поддерживал этого Рамзана, весь народ давным-давно вышел бы против него войной. Мы боимся, что опять Путин придет со своими танками и уничтожит 300 тысяч чеченцев. Поэтому мы терпим страхи, – сказал житель Грозного, представившийся Абдуллой.
В Кремле пока не видели подготовленный движением "Открытая Россия" фильм и, соответственно, не могут дать каких-либо комментариев, заявил журналистам днем в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он дал понять, что такого рода работы не являются приоритетом в информационной повестке Кремля. "У меня к вам один вопрос, когда этот фильм появился?" – обратился Песков к журналисту, задавшему вопрос на эту тему. "В 10 утра", – ответил он сам. "Вы представляете себе президента или кого-то в администрации президента, бросающих все, включающих YouTube и смотрящих этот фильм?" – задал Песков риторический вопрос.
16 апреля в московском офисе "Открытой России" прошел обыск, в ходе которого были изъяты компьютеры и электронные носители информации. МВД заявило, что следственные действия связаны с подозрениями в изготовлении листовок и транспарантов экстремистского содержания. Михаил Ходорковский назвал настоящей причиной обыска съемки фильма о Рамзане Кадырове:
В пресс-центре МВД тогда подтвердили проведение обыска в "Открытой России". Представитель пресс-центра сообщил ТАСС, что оперативные мероприятия проводят из-за поступившей информации о хранении в офисе организации и разработке листовок и других предметов с призывами к экстремизму.
Еще до проведения обыска 16 апреля Рамзан Кадыров назвал Михаила Ходорковского "врагом всех мусульман мира" и своим личным за призыв распространять карикатуры на пророка Мухаммеда после того, как террористы убили 12 человек в редакции французского журнала Charlie Hebdo. А 8 мая на официальном сайте главы и правительства Чечни было опубликовано заявление Общественной палаты республики, авторы которого обвинили Ходорковского в клевете и "идеологической диверсии".