Саакашвили и крушение монолита

Тенгиз Аблотия

Итак, впервые со времени поражения на парламентских выборах монолит «Единого национального движения» дал трещину.

Произошло это в самый неожиданный момент, когда казалось, что худшие времена для «националов» уже позади. Когда их рейтинг медленно начал расти, а негативное отношение к ним стало постепенно отходить на задний план.

Ну, то есть не то, чтобы народонаселение позабыло все претензии к бывшей правящей партии, – нет, конечно, как говорится, «никто не забыт, ничто не забыто», но агрессия, которая была характерна для 2012-2013 годов, постепенно ушла. За исключением небольшой прослойки особо упертых «антинационалов», готовых отдать страну под гаагский трибунал, лишь бы в очередной раз навредить Мише, в целом события 2004-2012 годов в общественном мнении отошли на второй план.

К тому же некомпетентность правительства «Мечты» приняла столь эпический характер, что сегодня уже мало кто возбуждается от разговоров о кровавом режиме и «ужасных девяти годах».

Следует также вспомнить, как стоически сохраняли «националы» единство в самый cложный период, когда они не могли спокойно выйти на улицу, чтобы не напороться на трехэтажный мат.

К тому же это было время, когда, перейдя из ЕНД в «Мечту», можно было заметно улучшить свое финансовое состояние – собственно говоря, многие, особенно временщики, которые пришли в партию из меркантильных соображений, воспользовались таким шансом и неплохо устроили себе жизнь.

Однако даже в этой критической ситуации, когда казалось, что ЕНД тонет и его ничто не спасет, костяк партии был непоколебим.

Это заметно отличало «Нацдвижение» от правящей «ГМ», которую с первого дня существования постоянно сотрясают интриги, межпартийная возня и борьба всех против всех. На их фоне монолитное единство рядов ЕНД вызывало уважение даже у противников бывшей партии власти.

И вот надо же было такому случиться, что многолетнее единство было разрушено сейчас, когда худшие времена явно позади, а ЕНД если не на подъеме, то, по крайней мере, стабильно сохраняет свой электоральный потенциал.

На улице «Грузинской мечты» настоящий праздник: парламентскую фракцию ЕНД покинули четыре человека, при этом четыре далеко не рядовых депутата. Каждый из них занимал видное положение в партии, был чрезвычайно активен и доставлял немало хлопот правящей партии.

К тому же после того, как коалицию покинули прозападные «свободные демократы», положение правящего большинства в парламенте уже не было таким уж безоблачным.

Сейчас положение «мечтателей», вероятно, улучшится – конечно, ушедшие «националы» никогда не станут союзниками «ГМ», но то, что их активность снизится, – совершенно очевидно.

Решение об уходе четырех партийных лидеров прозвучало как гром среди ясного неба. Причины произошедшего пока не до конца ясны.

Но, на мой взгляд, ЕНД приблизилось к критическому моменту – сегодня бывшая правящая партия вполне может начать увеличивать свой рейтинг на фоне бездарных «мечтателей», но, помимо всего прочего, сейчас партии мешает ее лидер, создатель, моральный авторитет, можно сказать, ее символ – Михаил Саакашвили.

Человек, создавший ЕНД, сегодня стал его главным тормозом.

Я все чаще слышу голоса вполне себе бывших бидзинистов, которые разочаровались в администраторских талантах Солнцеликого и дошли до той степени отчаяния, что уже готовы голосовать за ЕНД, лишь бы приостановить ту нелепость, которая происходит в стране.

Но все они, без исключения, говорят одно и то же: «Я буду голосовать за ЕНД, если у меня будет гарантия того, что Миша не вернется в качестве президента или премьера».

Саакашвили должен посмотреть в глаза реальности: он лично, персонально – уже вчерашний день. Не существует расклада, при котором Грузия снова примет его в качестве первого лица государства, будь то президент или премьер-министр.

И дело тут не в том, насколько он плох или хорош. Я знаю немало сторонников «Нацдвижения», его избирателей, которые питают огромное уважение к Саакашвили, считают его моральным авторитетом партии, но при этом также не хотят видеть его во главе стране. Все имеет свое начало и свой конец. Деятельность Саакашвили не приемлет черно-белых тонов, как и не приемлет деятельность ни одного политика в переходный период. Но очевидно, что он свой потенциал исчерпал, и на сегодняшний день самое правильное, что он мог бы сделать, – это отойти в сторонку и дать своей партии возможность действовать самостоятельно. Благо ЕНД уже давно сумело выйти за пределы партии одного человека.

Судя по различным заявлениям Саакашвили, он так и не осознал эту истину, и это вредит в первую очередь его родной партии. Кстати, опыт такого рода уже имеется: будучи еще президентом, он так и не внес четкой и однозначной ясности в вопрос о том, намерен ли он стать премьер-министром после завершения своего президентского срока. На все вопросы по этому поводу он отвечал уклончиво, без конкретики, типа: «посмотрим, увидим, подождем».

В конце концов кому это навредило? В первую очередь ему лично и его партии...

Что ж, уход четырех лидеров ЕНД еще раз показал: «националам» не стоит повторять свою ошибку трехлетней давности. При наличии политических амбиций Саакашвили ЕНД так и останется партией 25%.

Без него у нее есть шанс идти вперед...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции