В парламенте Южной Осетии разработан законопроект «О государственной политике РЮО в отношении соотечественников за рубежом». Он должен заложить основу тесному взаимодействию Цхинвала с осетинскими диаспорами в разных странах мира. В законопроекте также рассматривается возможность получения осетинами, проживающими за рубежом, гражданства республики.
Инициатором законодательного оформления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, выступил парламентский комитет по внешней политике и межпарламентским связям. Ввиду актуальности вопроса, депутаты призывают общественность включиться в дискуссию о том, следует ли придать правовой статус понятию «соотечественник за рубежом» и что делать для их поддержки. Говорит председатель комитета по внешней политике и межпарламентским связям Игорь Кочиев:
«Я хотел бы обсудить с нашими соотечественниками и гражданами республики актуальность законопроекта. Этот закон мы только вчера обсуждали в комитете концептуально. Мы адресовали наши вопросы соотечественникам, нашим согражданам, избирателям и готовимся на очередном заседании комитета обсудить эти предложения. Мы хотим обсудить, нужна ли политика по нашим соотечественникам за рубежом, нужна ли государственная поддержка наших диаспор, развития осетинского языка за пределами нашей республики, как нам поддерживать культурные и творческие коллективы соотечественников. Речь идет о взаимосвязи государства с нашими соотечественниками за рубежом».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам моего собеседника, законопроект будет способствовать более тесному взаимодействию с осетинскими диаспорами и обществами в разных странах мира, сохранению языка и традиций среди осетин, проживающих за рубежом. Предполагается и получение соотечественниками гражданства Южной Осетии.
Югоосетинский политолог Коста Дзугаев полагает, что ресурс диаспор необходимо использовать, а потому законопроект необходим и «полезен»:
«Назрела необходимость вывести работу с диаспорами на новый уровень, более соответствующий букве и духу принятого недавно документа – договора о союзничестве и интеграции с РФ. Можно только приветствовать решение комитета по международной политике и пожелать им успеха. Законопроект актуален и полезен».
Пока не известно, кого коснется законопроект – только выходцев из Южной Осетии или и уроженцев Северной. Рассказывает югоосетинский политолог Юрий Вазагов:
«Большинство считает, что под соотечественниками нужно понимать в целом выходцев из Осетии, проживающих в странах мира. Есть также мнение, правда, в меньшинстве, которое считает, что этот статус полагается только уроженцам Южной Осетии. Однако граждане республики едины во мнении, что это понятие не должно распространяться на лиц грузинской национальности, добровольно покинувших Южную Осетию в начале 90-х и в 2008 году. Также население против того, чтобы соотечественниками считать лиц грузинской национальности, воевавших против осетин, и лиц, оказывающих содействие грузинским властям на оккупированной территории Южной Осетии. В прокуратуре есть пофамильные списки. В этом есть единая позиция».
По мнению Вазагова, законопроект должен предусматривать и возможность упрощенного получения осетинами, проживающими за рубежом, югоосетинского гражданства:
«Нынешняя форма предоставления гражданства осетинам, проживающим за рубежом, неудобна для них. Потому что осетины не могут исполнить все требования, чтобы получить гражданство РЮО, хотя желающие среди них есть. Вот, например, возьмем осетин Турции, которые хотели бы иметь гражданство Южной Осетии, но родственных связей в Южной Осетии у них нет, потому что их предки в XIX веке переселились из населенных пунктов, географически расположенных в северной части Осетии (тогда Осетия была едина). Есть только возможность обратиться напрямую к президенту республики с просьбой. На мой взгляд, было бы целесообразно установить для этой категории соотечественников льготное получение гражданства».
Я напомнила моему собеседнику и о гуманитарной катастрофе в Сирии, где, по неофициальным данным, до начала вооруженного конфликта проживало около тысячи этнических осетин. Лишь единицы из них пожелали переехать в Северную Осетию, большинство бежало в Турцию и соседние страны. Почему бы Южной Осетии не приютить сирийских осетин? По мнению Юрия Вазагова, на данном этапе речи о репатриации нет:
«Речь идет о поддержке соотечественников, однако о программе репатриации, насколько я понимаю, речи нет. Видимо, учитывается экономическая ситуация. Но, думаю, нашим властям следовало бы обратить на эту проблему внимание и оказать гуманитарную помощь попавшим в беду осетинам в Сирии».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия