Реформа системы здравоохранения, осуществленная правительством «Грузинской мечты» в последние два года, серьезно изменила условия медицинского обслуживания населения. Программа всеобщего страхования сделала доступными для граждан Грузии практически все медицинские услуги, которые были платными во времена «Национального движения». Разумеется, это привело к существенному увеличению социальных расходов государства – в этом году Министерству здравоохранения и социального обеспечения выделено около трети бюджетных средств. Сможет ли Грузия и далее обеспечивать финансирование медицины в условиях весьма низких темпов экономического роста?
По результатам многочисленных опросов населения, реформа здравоохранения, проведенная правительством «Грузинской мечты», является одной из самых успешных в стране. Впрочем, она не могла не стать популярной – ведь внедрение системы всеобщего здравоохранения сделало доступными для граждан медицинские услуги, которые при правлении «Нацдвижения» были платными.
Михаил Саакашвили и его команда, поощряя появление страховой медицины на остатках советского здравоохранения, придерживались принципов радикального либертарианства. По данным грузинского НПО «Помнить Гиппократа», начиная с 2006 года, власти методично урезали ассигнования на систему здравоохранения. Пик сокращений пришелся на 2010 год, когда доля медицинских расходов бюджета составила всего 2%.
Your browser doesn’t support HTML5
«Это в 5-6 раз меньше, чем выделяется на эти же нужды из бюджетов развитых государств», – говорит глава организации Марина Берадзе.
В конечном итоге, реформы прошлых властей привели к полной коммерциализации системы здравоохранения:
«Во всех странах мира система здравоохранения находится в распоряжении государства. Такая рекомендация закреплена в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Однако власти «Нацдвижения» проигнорировали эту рекомендацию и с 2006 года пошли по пути полного разрушения государственной системы здравоохранения. Произошло это следующим способом: государство пустило с молотка все существующие лечебные заведения, а на вырученные деньги обязалось построить сто новых больниц. Однако этого не произошло, а проданные с молотка больницы оказались в руках частных страховых компаний, которые по своему усмотрению определяли цены на те или иные виды услуг. Уже позднее на бюджетные средства в масштабах всей страны была построена сеть амбулаторных лечебниц на 20-30 койко-мест, а сами учреждения безвозмездно, прямо были переданы в руки частных компаний. Получилось, что бюджетные средства были потрачены на создание инфраструктуры, а не на лечение больных. В итоге в руках государства не осталось ни одного лечебного заведения. Вы не встретите нигде в мире подобного».
С такой оценкой действий прошлых властей полностью согласен и руководитель НПО «Здоровый мир» Зураб Путкарадзе:
«Прошлые власти проводили избирательное субсидирование программ здравоохранения. Оно касалось лишь беженцев и социально необеспеченных граждан (они получали страхование за 5 лари в месяц). В одночасье медицинские услуги для 58% граждан стали платными (по рыночным ценам). Это зачастую приводило к трагическим результатам. К слову, при инсульте или инфаркте пациенту не оказывали помощь до того момента, пока его родственники заранее полностью не оплачивали весь спектр услуг. К тому же каждый клиент страховой компании прикреплялся к одному конкретному амбулаторному учреждению и не имел права его сменить, даже если менял место жительства».
Смена руководства в 2012 году кардинально изменила вектор развития грузинского здравоохранения. Выполняя предвыборные обещания, «Грузинская мечта» поэтапно сделала медицинское страхование всеобщим и бесплатным, бюджет Министерства здравоохранения был увеличен в несколько раз, рассказывает Зураб Путкарадзе:
«Преобразования, произошедшие после 2012 года, значительно облегчили материальное положение населения: первичная и неотложная помощь бесплатно предоставляется любому гражданину страны, что стало возможно благодаря беспрецедентным бюджетным ассигнованиям в эту сферу. Расходы только на амбулаторное обслуживание в прошлом году достигли 600 миллионов лари (около 300 миллионов долларов), а общий бюджет Минздрава составляет около 3 миллиардов лари (около 1,5 миллиардов долларов). Для более обеспеченных граждан существует частный страховой сектор, который обеспечивает корпоративный или индивидуальный тип медицинских услуг. Нововведения коснулись и свободы выбора медицинского заведения, любой пациент свободен в своем выборе, он может встать на учет в любом амбулаторном учреждении».
Несмотря на несомненный успех реформы системы здравоохранения, проблемы остаются, продолжает Марина Берадзе. Новые власти так и не смогли решить проблему существования монополии, созданной в фармацевтической сфере. Дороговизна медикаментов является ахиллесовой пятой всей сферы медицины.
«Либеральные реформы прошлых властей привели к формированию монополии трех компаний, что привело к механическому удорожанию лекарств на 400-500%. Государство на законодательном уровне было лишено возможности контроля ценообразования на фармацевтическом рынке, и положение в этой сфере так и осталось неизменным. Непомерно высокие цены на медикаменты, которые стоят в разы дороже, чем на рынках развитых стран, приводят к росту недовольства населения. Качество поставляемых лекарств тоже оставляет желать лучшего: несмотря на неоднократные обещания Минздрава, лаборатория, контролирующая качество медикаментов, так и не была создана», – сетует Марина Берадзе.
В целом, по словам экспертов, несмотря на определенные недостатки, реформа сферы здравоохранения движется по правильному пути. Остается, правда, вопрос, сможет ли государство исполнять очень высокие социальные обязательства в условиях низких темпов экономического роста.
«То, что достигнуто сегодня, исходя из возможностей страны, я считаю максимумом. Однако существует и оборотная сторона медали: при замедлении темпов экономического роста в финансировании ряда программ могут появиться черные дыры, так как система здравоохранения рассчитана на стабильный экономический рост. Нельзя сбрасывать со счетов и девальвацию лари – большинство медикаментов и медицинской аппаратуры, закупаемых за рубежом, перманентно растут в цене, что еще больше обостряет ситуацию. По моим расчетам проблем с финансированием отрасли в этом году возникнуть не должно, однако каждый год расходы растут, и трудно предсказать, как дело будет обстоять в будущем», – предупреждает Зураб Путкарадзе.