Президент ФИФА, 79-летний Йозеф "Зепп" Блаттер сделал заявление о скорой отставке на экстренной пресс-конференции в Цюрихе, созванной спустя всего четыре дня после победы на выборах главы Международной федерации футбола. "Я соберу внеочередной конгресс для выборов нового президента ФИФА. Я не буду в них участвовать. Мне дороги интересы ФИФА. Поэтому я принял данное решение. Больше всего остального меня волнуют организация ФИФА и мировой футбол", – заявил Блаттер, который возглавлял ФИФА с 1998 года.
Блаттер был переизбран на пятый срок всего через два дня после арестов высокопоставленных функционеров организации по запросу США и начала параллельного расследования в Швейцарии. Свое расследование ведет и Великобритания. По предварительной информации, экстренный Конгресс ФИФА, на котором изберут преемника Блаттера, пройдет в период между декабрем этого и мартом следующего года. Все это время Блаттер будет исполнять обязанности президента ФИФА. Прокуратура Швейцарии выпустила специальное заявление, в котором подчеркивается, что какого-либо расследования в отношении Блаттера не возбуждалось.
Сам Блаттер в своем выступлении призвал к сокращению числа членов Исполнительного комитета ФИФА и введению ограничений на срок пребывания на посту президента ФИФА и членства в Исполнительном комитете.
В США против функционеров ФИФА выдвинуты обвинения во взяточничестве при выборе мест проведения мировых первенств по футболу, в махинациях с заключением маркетинговых и вещательных сделок, в мошенничестве, рэкете и отмывании денег.
Коррупционные скандалы, особенно последний, накануне конгресса, где состоялось очередное переизбрание Блаттера "царем футбольного мира", пошатнули как его репутацию, так и репутацию ФИФА в целом. В Минюсте США сообщили, что чиновники ФИФА обвиняются в рэкете, мошенничестве и отмывании денег. В целом обвинительное заключение состоит из 47 пунктов. Общую сумму взяток за последние 19 лет деятельности ФИФА американская юстиция оценивает в более чем 100 миллионов долларов.
Your browser doesn’t support HTML5
Президент УЕФА, Европейского союза футбольных ассоциаций, Мишель Платини, угрожал Блаттеру, что, в случае его переизбрания, УЕФА выйдет из состава ФИФА и будет бойкотировать чемпионаты мира. Однако Платини и его сторонникам не удалось добиться снятия кандидатуры Блаттера на выборах 29 мая. Создавалось впечатление, что Платини смирился с поражением, хотя ситуация в ФИФА должна была обсуждаться руководством УЕФА на этой неделе - перед финалом Лиги Чемпионов.
Самым известным болельщиком президента ФИФА в этих баталиях вокруг Блаттера был, похоже, российский президент. Владимир Путин назвал попытку свергнуть Блаттера "грязной провокацией США" и заявил, что "никто не отнимет у нас чемпионат мира по футболу 2018". Глава МИД России Сергей Лавров выступил более дипломатично, несколько сгладив риторику Путина. "У России никто не пытается отобрать чемпионат мира по футболу 2018 года. Мы никогда не видели никаких разумных доказательств и обвинений в нарушениях у российской заявки на проведение чемпионата мира 2018 года", – сказал Лавров.
После конгресса ФИФА и переизбрания Зеппа Блаттера мяч, если можно так выразиться, перелетел на поле политики, или, точнее, политиков. Два политика Германии – представитель партии свободных демократов вице-председатель Европейского парламента Александр Граф Ламбсдорф и сопредседатель партии "Союз 90/Зеленые" Симоне Петер открыто заговорили о мечте тех, кто любит футбол и кому надоело мириться с тем, что любимым миллионами видом спорта заправляют коррумпированные дельцы. Политики двух весьма далеких друг от друга по основным взглядам партий призвали к созданию нового футбольного союза вместо ФИФА.
Александр Граф Ламбсдорф заявил, что европейские футбольные федерации должны сделать выводы из переизбрания главой ФИФА Йозефа Блаттера. По мнению политика, основные федерации, представленные лучшими футбольными командами планеты, могли бы объединиться во Всемирную футбольную ассоциацию. Об этом он сообщил в интервью газете Welt am Sonntag. Он считает, что ядром такой федерации должна стать Европа:
– Если пять ведущих футбольных наций Европы – Германия, Англия, Испания, Франция и Италия – объявят о своей готовности стать ядром WFA, то к ним в самое короткое время присоединятся США, Япония и Австралия. Присоединение к новой федерации Аргентины и Бразилии будет означать спортивный и экономический конец ФИФА Блаттера", – полагает Александр Граф Ламбсдорф.
Возможна ли альтернатива ФИФА? Если и возможна, то путь к ней непрост. Нужен консенсус тех самых пяти ведущих футбольных наций Европы – Германии, Англии, Испании, Франции и Италии.
Насколько это трудно, видно на примере ситуации в Германии. Ее главным, но теневым футбольным боссом международного масштаба является Франц Беккенбауэр. 13 июня 2014 года сама ФИФА (точнее ее комитет по этике) отстранила Беккенбауэра от деятельности, связанной с футболом, на 90 дней и даже не допустила его посещения чемпионата мира в Бразилии. Это было связанно с отказом "кайзера Франца", как называют в Германии Беккенбауэра, от сотрудничества по внутреннему расследованию дела, связанного с выбором Катара в качестве места проведения чемпионата мира 2022 года. Позднее Беккенбауэр все же дал комитету показания через своего адвоката, и его дело, как пишет в эти дни пресса, будет вот-вот и вовсе закрыто.
Интересно, что Зепп Блаттер, явно ощутивший шатание под собой трона и недовольный тем, что некоторые европейские федерации, в их числе Германия, проголосовали против его переизбрания, распространил в прессе версию о том, что Беккенбауэр беседовал-де с президентом федерации футбола Германии Вольфгангом Нирсбахом и буквально, по словам Блаттера, "смял его, отчитал" за такое нелояльное поведение при голосовании. Однако оба – и Беккенбауэр, и Нирсбах – опровергли версию Блаттера, хотя сам факт разговора и не отрицали.
Политики из ХДС – партии канцлера Германии Меркель – заявлений по поводу создания альтернативной ФИФА организации не делали. Резкие слова в адрес ФИФА произнес один из лидеров выходящих в правительственную коалцию социал-демократов, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, который потребовал полного расследования по поводу всех обвинений в адрес ФИФА. Но и он о возможности создания альтернативной ассоциации не говорил.
Немецкий аналитик Вольфрам Айнбергер сказал в эти дни об одном парадоксе ФИФА, который мешает реформам внутри организации. Дело в том, что ФИФА хорошо справляется с одной из важнейших своих миссий – с поддержкой развития футбола во все новых и новых странах, прежде всего в так называемых развивающихся странах. Отвечая на вопрос, что изменит уход Блаттера с трона, Вольфрам Айнбергер сказал:
Мне ФИФА напоминает "Скотный двор" Оруэлла. Тем, что там все обитатели фермы – свиньи
– Мне ФИФА напоминает "Скотный двор" Оруэлла. Тем, что там все обитатели фермы – свиньи. ФИФА – организация, которая занимается распределением денег. Изнутри она не может сама себя реформировать. Поэтому вмешательство американской юстиции представляется мне наиболее эффективным. У ФИФА есть и вправду добрые намерения и хорошие дела в развитии футбола в развивающихся странах. И вообще в своей основной миссии поддержки футбола в мире ФИФА успешна и эффективна. И в это дело закачиваются огромные деньги. Но проблема в том, что остаток денег всегда очень велик, и одно это провоцирует на коррупционные схемы и игры. То есть ФИФА эффективна в своей миссии, но ею же заявленный стандарт общественно полезной некоммерческой организации (а по уставу она именно такова) ей оказывается практически невозможно воплотить в жизнь, – говорит Вольфрам Айнбергер.