Сегодня в Тбилиси стартовала Европейская региональная конференция партнерства «Открытое правительство» (Open Government Partnership). Представители власти более 30 стран поделятся опытом в сфере открытого правления, что подразумевает максимальную подотчетность и открытость правительств перед собственными гражданами.
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили в своей короткой приветственной речи к участникам Европейской региональной конференции партнерства «Открытое правительство» успел несколько раз повторить слова «гордость», «радость», «впервые». Есть повод. Грузия – первая в Восточной Европе страна, которая удостоилась права на проведение конференции за успешные реформы в сфере управления государством. В числе 102 стран она занимает 29-е место. Видимо, поэтому премьер Гарибашвили счел уместным и пошутить:
«Естественно, у нас есть несколько непослушных министров. Они пока еще не делают достоянием общественности информацию о том, сколько чашек кофе выпивают. Но я думаю, мы все-таки смогли их убедить, что и эту информацию надо выдавать. У нас есть все предпосылки к тому, чтобы Грузия стала демократическим государством по-настоящему европейского типа».
И хотя премьер-министр Гарибашвили не стал поименно называть «непослушных» министров, о ком именно шла речь, большинству представителей грузинского гражданского сектора и СМИ нетрудно было догадаться.
Your browser doesn’t support HTML5
Институт развития свободы информации (IDFI) недавно обнародовал очередной результат исследования подотчетности и прозрачности 19 министерств и подчиненных им 49 ведомств. Им были разосланы вопросы о расходах на роуминг, различного рода закупки, о премиях, зарплатах и о других данных, связанных с работой правительственных структур. Министерства финансов, юстиции и экономики попали в тройку самых закрытых ведомств. Они вообще не стали отвечать на вопросы. МВД и Министерство обороны удосужились предоставить публичную информацию лишь после административного иска правозащитников.
Глава Института развития свободы информации Георгий Клдиашвили отмечает, что, несмотря на их усилия, около 23% вопросов грузинские министерства оставили без ответа. Примечательно, что «оазис» прозрачности госструктур появился в первый год прихода к власти «Грузинской мечты», и разница была очень заметна на фоне несговорчивости министерств в последние годы правления «Нацдвижения». Однако постепенно стали «закрываться» и ведомства министров «Грузинской мечты». Георгий Клдиашвили видит выход в совершенствовании законодательства:
«Важно завершить работу над новым законом о свободе информации, поскольку это входит в обязательства нашего правительства как члена партнерства «Открытое правительство».
Правозащитники отмечают, что особенно сложно получить публичную информацию в региональных госструктурах. Проблемой остается и встреча граждан с чиновниками. Впрочем, власти пообещали, что в скором времени гражданам, желающим достучаться до правительства, будет предоставлена такая возможность. Правительство намерено открыть специальный сайт петиций, и, в случае сбора 5000 онлайн-подписей, вопрос, волнующий граждан, рассмотрят на заседании правительства.