В Тбилиси довольны результатами очередного голосования по резолюции, поддерживающей право грузинских беженцев на возвращение в Абхазию и Южную Осетию. Голосование состоялось накануне вечером в рамках 69-й Генеральной ассамблеи ООН. Документ, подготовленный грузинской стороной, осуждает демографические изменения в Абхазии и Южной Осетии, осуществленные насильственным путем, и призывает участников женевского формата приложить усилия для возвращения беженцев в свои дома. Тем не менее не исключено, что резолюция, наоборот, осложнит работу в рамках женевских дискуссий.
Нынешнее голосование по резолюции, которую ежегодно выдвигает грузинская сторона, показало, что число стран ООН, поддерживающих право грузинских беженцев на возвращение, выросло. В этом году за резолюцию «О статусе вынужденно перемещенных лиц и беженцев из Абхазии (Грузия) и Цхинвальского региона/Южной Осетии (Грузия)» проголосовали 75 государств, тогда как в прошлом году таких стран было 69.
На этот раз документ впервые поддержали Турция, Тринидад, Гайана и Панама. В ряды сторонников вернулись Сомали и Малави, которые на определенном этапе поддерживали резолюцию, но затем перешли в ряды «воздерживающихся».
Your browser doesn’t support HTML5
Между тем с 13 до 16 за тот же период выросло и число проголосовавших «против» – за счет государств, ранее воздерживавшихся от голосования. Текст документа традиционно не поддержали Россия и Армения. Кроме того, против права грузинских беженцев на возвращение проголосовали Беларусь, Куба, Вьетнам, Северная Корея, Венесуэла и другие страны.
Тем не менее в Тбилиси голосование в ООН называют успехом и хорошей работой МИДа. В самом внешнеполитическом ведомстве отделались сухим отчетом, зато о заслугах этого ведомства журналистам поведала министр обороны Грузии Тинатин Хидашели.
«Помню истерику, которую в течение долгого времени приходилось наблюдать у оппозиции. Теперь же я жду от оппозиции заявлений о хорошей работе нашего МИДа. Очень важно и знаменательно, что число стран, которые нас поддерживают, растет. За это нужно благодарить всю команду МИДа и главу нашей миссии в ООН Каху Имнадзе, так как нелегко добывать эти голоса (в ООН). Спасибо нашему МИДу, и желаю им удачи в следующем году!» – сказала Хидашели.
К слову, подобный результат наблюдается на голосовании в ООН уже второй год подряд: в прошлом году к странам, поддержавшим резолюцию, также присоединились шесть государств.
В свою очередь, не все в Грузии связывают этот «стабильный прирост» только лишь с успехами МИДа. Грузинский политолог и специалист по международным отношениям Шорена Лорткипанидзе считает, что голосование по резолюции скорее нужно рассматривать в контексте отношения стран ООН к политике России в целом. Само голосование давно превратилось в поединок между Тбилиси и Москвой, а страны все чаще голосуют не столько за текст документа, сколько «за» или «против» России.
«Возможно и то, что Россия больше не в силах контролировать страны ООН, которые принимают участие в голосовании. Но думаю, что число поддерживающих резолюцию растет скорее из-за событий в Украине и из-за роли и позиции России в этих самых событиях. Многие страны ищут возможность всячески выразить протест против действий Москвы, показать свое отношение. Думаю, это очень хорошо проявилось и во время голосования», – говорит Лорткипанидзе.
Текст документа, принятого в ООН, не только отстаивает право грузинских беженцев на возвращение в свои дома, то есть в Абхазию и Южную Осетию, но и призывает участников женевских дискуссий, то есть российскую, абхазскую и югоосетинскую стороны, приложить усилия к осуществлению этого процесса. Но пока все получается лишь наоборот. Подобная резолюция, принятая в прошлом году в ООН, по сути, сорвала переговоры в Женеве, рассказывает бывший заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани:
«Россия всегда пыталась перевести вопрос возвращения беженцев в политическое русло, и в этом ее поддерживали представители де-факто властей Абхазии и Южной Осетии. Они абсолютно не желают рассматривать и обсуждать этот вопрос в гуманитарном контексте – ни в женевском формате, ни на трибунах ООН, если говорить только о России. Более того, они не хотят, чтобы даже международное сообщество обсуждало этот вопрос, потому что международное право в этом случае именно на нашей стороне».
Напомню: абхазская и югоосетинская стороны в прошлом году выразили протест в связи с принятой в ООН аналогичной резолюцией о возвращении беженцев и досрочно покинули встречу в Женеве. Поэтому Залкалиани не исключает, что подобная участь может ожидать и предстоящие дискуссии в Женеве, которые состоятся в конце июня.