Будьте готовы, Ваши Высочества!

Процессия с императорским флагом в Екатеринбурге, у храма-памятника На крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров выступил с предложением разработать законопроект "Об особом положении представителей царской фамилии". Цель этого законопроекта – создать условия для возвращения в Россию потомков императорского дома Романовых.

Законопроекта еще нет, но Петров уже действует. Депутат от партии "Единая Россия" считает, что его идея требует широкого обсуждения, с участием как российских властей, так и представителей дома Романовых. Обращение к официальным представителям дома Романовых за рубежом – княгине Марии Владимировне, проживающей в Испании, и князю Дмитрию Романовичу, проживающему в Дании, – Петров отправил в самую первую очередь.

"На протяжении всей истории своего правления императорская династия Романовых являла собой одну из основ Российской государственности, – говорится в этом обращении. – И даже после вынужденного отречения от престола последнего из российских императоров Николая Александровича Романова, убийства его семьи и вынужденной эмиграции членов императорской фамилии, Императорский Дом Романовых стремился к сохранению духовных ценностей и объединению всех сил, стремящихся к возрождению духовного единства народов России. Подобно Фениксу на протяжении всей своей многовековой истории наша страна неоднократно возрождалась из пепла. И в настоящее время происходит трудный исторический процесс восстановления величия России и возвращения ею мирового влияния".

Далее Владимир Петров выражает уверенность в том, что "члены Императорского Дома Романовых не могут оставаться в стороне от процессов, происходящих в России" и что их появление на родине сгладит многие противоречия в обществе и сплотит нацию. Автор послания выражает надежду, что в России Романовы будут играть символическую роль для "сохранения традиций и национальной культуры". Депутат сообщает, что собирается разработать законопроект "Об особом положении представителей царской фамилии" и обратиться с ним в Госдуму "с целью создания условий для возвращения на историческую родину официальных представителей Императорского Дома Романовых".

– Владимир Станиславович, что вас подтолкнуло к идее этого законопроекта?

Возвращение в Россию членов дома Романовых позитивно повлияет на эмоциональное самосознание народа

– В последнее время мы слышим много разговоров про духовные скрепы и необходимость объединения нации. Сделаны определенные шаги в этом направлении: возвращение Крыма, сочинская Олимпиада и празднование 70-летия Победы. Пусть эти шаги воспринимаются неоднозначно, но большинством в обществе все-таки они были одобрены, они объединили людей. Я думаю, что возвращение в Россию членов дома Романовых позитивно повлияет на эмоциональное самосознание народа. Как бы громко это ни звучало, но мы все равно должны преодолевать последствия политических потрясений прошлого. Рано или поздно Романовы все равно вернутся в Россию, так вот, сейчас для этого самое лучшее время: стране брошены вызовы, мы опять должны доказывать себе и всем вокруг, что мы великая держава, и в экономическом, и в человеческом плане.

Плакат на улице Новосибирска, лето 2013 года

В ХХ веке в России была изменена идеология и переписана история, и сегодня в сознании людей нет цельного понимания своей истории. Возвращение Романовых будет способствовать восстановлению этой цельности. Между прочим, в интервью "Известиям" представитель дома Романовых однозначно заявил, что Романовы заинтересованы в возвращении и создании постоянной резиденции в России, но только при наличии таких законов, которые оградили бы их семью от использования в каких бы то ни было политических целях. Я тоже считаю, что у нас в Конституции записано, что Россия – президентская республика, и возвращение семьи Романовых никакого влияния на систему власти оказать не должно.

– А как вы собираетесь работать над законопроектом?

– Надо привлечь экспертов, в том числе из западных стран, где есть подобные институты, и выработать конструкцию, наиболее подходящую для России.

– Вы ведь уже задумывались над тем, где будет находиться резиденция семьи Романовых, от вас прозвучали предложения отдать им Ропшинский дворец под Петербургом, Павловский дворец или Ливадийский дворец в Крыму. С дворцом в Павловске все в порядке, а вот Ропшинский – это руины, там же недавно стена обрушилась.

– Ну, мало ли где еще стена обрушилась! У нас по всей России множество дворцов на балансе государства, и все они в ужасающем состоянии, средств на их восстановление нет. Может быть, Романовы, а вслед за ними и другие люди, имеющие к этим дворцам отношение, могли бы вернуться и какие-то из этих дворцов восстановить.

– За свои деньги?

– Может, за свои, может, на условиях государственно-частного партнерства, софинансирования – главное, чтобы было желание. И чтобы Госдума приняла закон, который бы исключал какое-либо участие в новой, российской жизни семьи Романовых разных политических сил – хоть монархистов, хоть антимонархистов.

Романовых в Россию надо было вернуть давно, так считает секретарь петербургского отдела Российского имперского союза-ордена Сергей Маньков:

Владимир Петров

– Такие процессы уже прошли в 1990-е годы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: в Болгарии, Венгрии, Сербии, Албании, Греции и других странах. Туда вернулись изгнанные монархи или их потомки, и это показывает, что таким образом можно восстановить историческую справедливость. Ведь монархические являются частью культурного кода этих стран.

– Как вы считаете, возвращение Романовых в Россию объединит общество?

Законодательно установленный статус, не подразумевающий реституции или отъема чего-то, бывшего до революции в собственности Романовых, закрепил бы историческую справедливость

– Да, несомненно. В 1990-е годы у нас произошло возрождение религиозных, церковных институций, возрождение многих культурных и научных дисциплин, долго находившихся под гнетом прежнего режима. Это дает надежду, что участие в общественной жизни членов императорского дома будет положительным, даже необходимым для нашей страны. Это уже происходит без всякого официального статуса – глава Российского императорского дома княгиня Мария Владимировна регулярно посещает нашу страну, несколько недель назад, например, она была в Новгороде, в Калининграде по приглашению местных администраций. Я думаю, получение законодательно установленного статуса, который не подразумевает реституцию или отъема чего-то, бывшего до революции в собственности Романовых, закрепило бы историческую справедливость и было бы положительной тенденцией.

Великая княгиня Мария Владимировна Романова во время посещения противолодочного корабля "Маршал Шапошников" в порту Владивостока

Упоминание об исторической справедливости вызывает ироническую улыбку у представителя в России объединения членов рода Романовых Ивана Арцишевского, который считает законодательную инициативу Владимира Петрова сомнительной с точки зрения целей, то есть усиления так называемых "духовных скреп", и двусмысленной с точки зрения размывания самого понятия власти. Кроме того – и это самое главное – Арцишевский считает, что идея возвращения Романовых вызовет в российском обществе не единение, а раскол.

Так что же, мы будет звать варягов-Гогенцоллернов делать нам скрепы?
– В обществе неоднозначно относятся к последнему российскому императору, далеко не все готовы признать его святым, как это сделала Русская православная церковь, за его мученическую смерть. А потом, тут ведь все основано на элементарном незнании фактов. Почему Мария Владимировна провозгласила себя главой дома Романовых? Да, Кирилл Владимирович – третий наследник престола, который от короны отказался, поскольку женился на немецкой принцессе-лютеранке, у которой к тому же был второй брак. Этот брак был морганатическим, и никаких прав из-за этого у Кирилла не было. А Мария Владимировна вышла замуж за принца Гогенцоллерна, потом они развелись, и их сын Георгий, сейчас уже взрослый, по всем династическим справочникам мира принадлежит к дому Гогенцоллернов. Так что же, мы будет звать варягов-Гогенцоллернов делать нам скрепы? Там была такая история – наш посол во Франции выдал этому Георгию российский паспорт с фамилией Романов. А по французским законам он – Гогенцоллерн, и хотя Мария Владимировна пыталась переменить фамилию, стать Романовой, но Франция ей отказала. Все остальные участники Объединения членов рода Романовых категорически против Марии Владимировны, они ее не признают.

– Может быть, с Дмитрием Романовичем дела обстоят получше?

– Это ветвь Николаевичей. Она тоже полна морганатических браков, в этом отношении обе ветви равны. Но тут надо вспомнить законодательство Павла I: если ветви одинаковые, предпочтение отдается мужской линии. Но у Дмитрия Романовича никогда не было даже мысли о возвращении в Россию, хоть он ее очень любит и очень много о ней думает. Поэтому идея возвращения что одной ветви Романовых, что другой очень сомнительна.

– А ведь Мария Владимировна – такая активная…

– Это не она активная, а ее московские представители, так называемое московское Дворянское собрание, члены которого уже много лет делают на этом политическую и экономическую карьеру.

– У вас есть предположения о том, почему вдруг сейчас возникла такая инициатива?

– Возможно, это задание, идущее от министра культуры Владимира Мединского. Потому что ведь это его была идея о неправильном захоронении Николая Николаевича в Москве, якобы там захоронены солдаты Первой мировой войны. Но все историки уверены, что великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий русской армией, похоронен в великокняжеской усыпальнице, ни у кого нет никаких сомнений. У меня нет фактов, я могу только подозревать, что и здесь это может быть заданием какой-то группы людей, связанных с Министерством культуры. Я могу ошибаться, но активная группа там была, и откуда-то же все это идет, не правда ли? Другой вариант – что это просто личный пиар депутата Петрова. Ведь ходить по Петербургу, смотреть на объявления "Даша, Маша, 24 часа" и с ними бороться, очищать от них город – это сложно. А тут написал обращение, и глядишь – все говорят о Петрове.

– Что же делать с такой экстравагантной инициативой?

Для кого будет император или императрица? Для депутатов?

– Надо четко разъяснять людям, что такое сегодня Императорский дом, насколько все это непросто. Историки еще долго будут спорить, у кого какие права, но то, что Николай II был готов подписать документ о лишении прав на престол деда Марии Владимировны, Кирилла Владимировича, но все-таки не подписал – это факт. Но по павловскому закону нельзя жениться на неправославных, а Кирилл Владимирович это сделал. А дальше понеслось: мы знаем, что его сын Владимир Кириллович, объявивший себя императором, не принят большинством русской эмиграции. Николай Николаевич дал ему резкий отпор, об этом имеются документы.

Но люди не вникают в эти подробности, это знают историки, да и то только часть, специалисты в этом вопросе. Так или иначе, возвращение Романовых вызовет сложные юридические последствия – каков будет статус этих фигур? Оно вызовет экономические последствия – кто будет их содержать? Не государство ли, за счет наших налогов? И третий вопрос самый главный – разве у людей кто-то спросил, для кого будет император или императрица? Для депутатов? Ведь это же не Англия, где все веками складывалось, поэтому они так любят своих королей! И в Нидерландах любят своих монархов, потому что там ничего не ломалось, как у нас. В случае чего, думаете, историки будут молчать? Нет, конечно, прежде всего, поднимут статьи того же Дмитрия Лихачева, который категорически выступал против династии Гогенцоллернов и Георгия. Так что все это курам на смех...

Каков будет статус у семьи Романовых в случае ее возвращения – таким вопросом задается историк, заведующий отделом Главный штаб Государственного Эрмитажа Александр Дыдыкин:

– У них ведь и так высокий статус. Вот Дмитрий Романович Романов – представители общегвардейского объединения потомков офицеров гвардии называют его "Ваше высочество" как Великого князя, из уважения к нему, он и правда человек замечательный. О государственном статусе никто не говорит, думать о конституционной монархии даже не смешно. Я бы сказал не о скрепах, а о том, что у нас настоящая беда с государственной элитой, но это уже несколько другой вопрос. Понятно, что эта элита воспитывается только на истории государства, надо стремиться ее воспитывать и усваивать лучшее из того, что накопил царский дом. Что касается предложения дому Романовых вернуться, то, по-моему, это предложение опоздало, большого смысла в нем я не вижу.

Петербургский историк Кирилл Александров замечает, что идея возвращения российского императорского дома обсуждается давно, с 1989–1991 года, так что никакая депутатская инициатива не может считаться новаторской:

– Теоретически в этой идее был резон, ведь дом Романовых в эмиграции символизировал легитимность власти, российской государственности, прерванной в результате мятежа. Ведь власть большевиков установилась в результате переворота и захвата власти одной партией, опиравшейся на незаконные вооруженные формирования. Ну, и, конечно, отречение Николая Второго и отказ его брата Михаила от верховной российской власти до сих пор вызывают большие дискуссии. Поэтому хотя бы символическое восстановление прав Романовых – не властных полномочий, а только прав – имело бы смысл, способствовало бы прекращению смутного времени, затянувшегося практически на столетие. Здесь есть о чем говорить, но все эти благие инициативы совершенно перечеркиваются тем, что у нас не произошло самого главного – ни юридической, ни нравственной оценки катастрофического для нашей страны советского периода.

Николай II после отречения от престола

– Почему такая оценка вам представляется столь важной?

– С 1917 до 1954 года в нашей стране погибло более 50 миллионов человек, половина во время войны, половина от репрессий, расстрелов, концлагерей, переселений, выселений, депортаций, искусственного голода. Ни один народ ничего подобного не переживал. Попытка сейчас примирить советское и русское прошлое, примирить Николая II со Свердловым, сделать так, чтобы права дома Романовых были восстановлены вместе со вторым пришествием Сталина, нивелирует эту идею, разрушает и обессмысливает ее. Это еще одна нежизнеспособная политическая инициатива. Речь пойдет не о восстановлении прерванной традиции, не о попытке связать прошлое и будущее, а об очередных псевдопатриотических заявлениях и действиях, лишенных смысла. С моей точки зрения, это верх кощунства. Помните перезахоронение останков вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III? Ведь ее останки везли из Пулкова по петербургскому Московскому проспекту мимо памятника убийце ее детей и внуков! Это кощунство. Должно быть что-то одно: либо памятник убийце детей и внуков, либо торжественное захоронение останков императрицы.

Депутат Ленинградского областного собрания Владимир Петров выступает уже не с первой инициативой, вызывающей общественные споры. Минувшей весной он проводил в деревне Монастырек эксперимент по откорму свиней по именам Поросенко и Игорек в соответствии с потребительской корзиной и на размер одной минимальной заработной платы. Весной 2013 года Петров обратился к президенту США Бараку Обаме с просьбой включить его в "список Магнитского". Президент США не отреагировал. Не отреагировали на очередную идею Петрова и представители дома Романовых.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Радио Свобода