Сегодня грузинское правительство дало разъяснения по факту нахождения Грузии в списке небезопасных для полетов государств, составленном Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Вице-премьер правительства Георгий Квирикашвили призвал не драматизировать ситуацию, так как, по его словам, объем работ, проделанных Агентством гражданской авиации, внушает оптимизм. Авиаперевозчики придерживаются противоположного мнения, говоря о серьезных упущениях в работе этого агентства.
Информация о нахождении Грузии в списке стран, в которых стандарты безопасности полетов не соответствуют нормам ИКАО, вызвала широкий общественный резонанс. Разъяснения пришлось давать вице-премьеру правительства Георгию Квирикашвили. Он заявил, что нахождение Грузии в списке проблемных стран ИКАО, помеченных красным флажком, носит временный характер. Грузия предприняла уже несколько шагов для улучшения ситуации в вопросе безопасности полетов, заверил Квирикашвили:
«Это был доклад 2013 года, который охватывал период до этой даты. Нами проделан большой объем работ, направленных на сближение со стандартами ИКАО. Недостатки в значительной степени исправлены, ведется ежедневная работа с целью достижения максимального соответствия».
Your browser doesn’t support HTML5
Из сухого заявления чиновника трудно понять, по какой именно причине Грузия до сих пор находится в так называемом черном списке.
В Агентстве гражданской авиации тоже советуют не драматизировать ситуацию. Красный флажок имеет лишь информативный характер о некоторых упущениях, убеждает общественность координатор Агентства по надзору за безопасностью полетов Тамар Арчвадзе:
«В результате аудита, охватившего период с 2007 по 2013 год, ИКАО указало на ряд недостатков в составлении документации при сертификации авиаперевозчиков. Необходимо понимать, что само агентство было создано в 2011 году и положение с документированием этой сферы было весьма запутанным. Возвращаясь к теме заключения ИКАО: там черным по белому написано, что обнаруженные упущения никоим образом не касаются безопасности авиаперевозок. Взаимоотношения нашего агентства с ИКАО не дают оснований для опасений, что Грузия попадет в список тех пяти стран, в которые ИКАО рекомендует сократить количество полетов. Грузинские авиаперевозчики прошли сертификацию авторитетных аудиторских компаний и получили высокие оценки, поэтому никакого риска для безопасности полетов не существует».
Однако авиаперевозчики считают совсем иначе. Гендиректор авиакомпании «Джорджиан Айрвейс» Иасе Зауташвили в разговоре с «Эхо Кавказа» заявил, что благостные речи чиновников весьма далеки от реальности.
«Наша компания сталкивается с серьезными трудностями из-за злополучного красного флажка. Во-первых, наша авиакомпания была аккредитована в миссиях, осуществляющих полеты под эгидой ООН, однако именно из-за наличия Грузии в проблемном списке сотрудничество было аннулировано. Во-вторых, проверки самолетов нашей авиакомпании службой безопасности полетов европейских стран приняли повсеместный характер, что ранее происходило раз в месяц. Доскональному досмотру подвергается не только весь самолет, но и вся документация. Инспекторы объясняют это нахождением Грузии в злополучном списке. У Агентства гражданской авиации было два года на исправление проблем, однако их искоренение происходит весьма низкими темпами. Существует опасность, что дальнейшее игнорирование требований ИКАО может привести к запрету деятельности наших перевозчиков. Такие прецеденты имеются», – опасается Иасе Зауташвили.
Специалисты подтверждают опасения авиаперевозчиков. По словам эксперта международного летного права Давида Геперидзе, в ИКАО состоит 191 государство. Нахождение Грузии в проблемном списке среди 12 стран наглядно говорит о крайне низком мировом престиже грузинской гражданской авиации.
В конце дня на сайте Минэкономики было опубликовано специальное заявление, в котором говорится: «В результате проведенных работ зафиксированное несоответствие исправлено. Мы ожидаем назначения даты повторного аудита со стороны ИКАО».
Однако, по словам специалистов, нормативы ИКАО предполагают аудит не чаще одного раза в пять лет. Значит ли это, что Грузия останется в проблемном списке до 2018 года, пока не ясно.