Сегодня в Панкисском ущелье оплакивают еще одного кистинца, погибшего в Сирии, – 23-летнего Турфала Борчашвили. О его гибели семья узнала накануне. Борчашвили воевал в рядах экстремисткой организации ИГИЛ и погиб в боях за город Кобани.
В селе Дзибахеви Панкисского ущелья до недавнего времени знали, что 23-летний Турфал Борчашвили шесть месяцев как уехал в Турцию на заработки. Однако накануне выяснилось, что Турфал находился не в соседней стране, а воевал в рядах экстремисткой организации ИГИЛ и погиб в боях за город Кобани в Сирии. (Экстремисты установили контроль над стратегически важным городом на границе с Турцией 25 июня.) По подсчетам Информационного центра Кахетии, Турфал Борчашвили – 12-й уроженец из Панкиси, примкнувший к ИГИЛ и погибший в Сирии. Сколько граждан Грузии присоединились к террористической организации, неизвестно. Житель села Джоколо Сулхан Бордзикашвили отмечает, что среди молодежи Панкисского ущелья растет популярность ИГИЛ.
«Если, к слову, раньше «Исламское государство» нравилось 15 жителям ущелья, теперь таких – 150. Здесь бессмысленная жизнь, целый день у молодых одно дело – сидеть на сельской бирже, слушать всякие разговоры или же играть в карты. Это ненормальная жизнь, не можешь идти вперед, стоишь на одной точке и все. По моим наблюдениям, абсолютным большинством уехавших (в Сирию) движет романтизм. Много молодых людей я знаю, которые хотят воевать, тяжело сказать, но просто хотят умереть на войне», – сказал грузинской службе Радио Свобода Сулхан Бордзикашвили.
Your browser doesn’t support HTML5
Однако власти не хотят признавать сложность сложившейся ситуации. Сегодня замминистра внутренних дел Арчил Талаквадзе, комментируя смерть еще одного кистинца в Сирии, отметил, что борьба с терроризмом – глобальный вызов для всего мира:
«Мы тоже действуем в нескольких направлениях: это адаптация законодательства к новой реальности, переподготовка наших сотрудников. И, что самое главное, осуществление разных программ – социальных, спортивных – в тех местах, где существует опасность радикализма. В этом случае речь идет об ущелье (Панкиси)».
Жительница Панкисского ущелья Мекка Хангошвили не знает, о каких социальных и спортивных программах говорит чиновник. Единственное, что ей приходит на ум, – это близящееся к концу строительство спортивного комплекса в Дуиси. Мекка не нарадуется этому. Ведь ни в одной школе ущелья до сих пор нет ни одного нормального спортивного зала, площадки. Но одним спортивным комплексом делу не поможешь, говорит Мекка Хангошвили:
«Наверное, одна из причин, почему молодые люди из ущелья готовы добровольно отправиться на верную смерть, – то, что один из лидеров «Исламского государства» – выходец из Панкиси Тархан Батирашвили, Абу Умар аш-Шишани. К тому же идет ослабление традиционного ислама и усиление салафизма. За последние 20 лет ни одна власть Грузии не обращала должного внимания на существующие проблемы мусульманской общины в ущелье, а печальный результат мы пожинаем сегодня все вместе».
Несмотря на недавнее задержание четверых жителей ущелья по обвинению в способствовании терроризму, директор Института регионального развития и сотрудничества Георгий Гобронидзе считает действия властей в этом направлении недостаточными:
«Единичные акции, социальные, спортивные или спецоперации правоохранителей не могут быть эффективными в борьбе против терроризма. Нужна комплексная антитеррористическая политика, которой у правительства нет. Очень мало внимания уделяется тому, что кроме Панкиси аналогичная проблема существует и в других регионах Грузии – в Аджарии, Гурии и Квемо Картли».
О том, что Грузия остается источником международного терроризма, говорится и в недавнем докладе Госдепа США о терроризме за 2014 год. По предварительным данным, в прошлом году в рядах экстремистов в Сирии и Ираке воевали до 100 граждан Грузии.