В повестке дня последнего заседания сессии парламента вопрос о моратории на разработку и добычу нефти в Абхазии не значился. Сообщение о том, что он будет обсуждаться, появилось в соцсети накануне. Об этом заявил один из лидеров экспертного фонда «Айнар» депутат Алмас Джопуа. По его словам, «Айнар» по результатам совместной работы с международной экологической организацией «Гринпис России» и при содействии Всемирного фонда дикой природы представляет законопроект «О моратории на добычу нефти» и обзорный доклад на эту же тему.
Проект, опубликованный в Facebook, предполагает запрет на добычу углеводородов в республике на 30 лет – до 2045 года. В пояснительной записке к законопроекту мораторий на добычу углеводородов обосновывается не только экологическими опасениями. «Риски могут затронуть не только экосистему страны, но и оказать негативное влияние на курортную и аграрную сферу деятельности государства», – говорится в документе. Инициаторы законопроекта уверены, что экологические и социальные риски, связанные с разработкой углеводородов, несовместимы с имиджем курортной страны, отрицательно скажутся на развитии сельского хозяйства и создадут угрозу жизни и здоровью людей.
В тот же день в соцсети на странице экспертного фонда «Айнар» появился «опросник», в котором пользователям предлагалось выразить свое мнение по вопросу о добыче нефти в Абхазии.
Your browser doesn’t support HTML5
Объяснять, что противников добычи нефти было на порядок больше, чем сторонников, думаю, бессмысленно. Я тоже отношусь к агрессивным противникам добычи нефти в Абхазии. Но, посмотрев на компанию, в составе которой мне придется оказаться в результате голосования, я отказалась от выражения своего мнения в соцсети. Меня не устраивает то, что у многих «голосующих» забота об экологии страны напрямую зависит от того, кто сейчас у власти. Сегодняшний запоздалый протест против договоров, подписанных на правительственном уровне, выглядит по меньшей мере цинично.
В 2011-2013 годах правительством были подписаны соглашения с нефтяными компаниями, которым впоследствии были выданы лицензии на разведку и добычу нефти на шельфе Абхазии. Чуть больше года назад 23 мая 2014 года президент Анкваб на встрече с президентом ОАО «ННК» Эдуардом Худайнатовым по случаю выдачи лицензии на недропользование выразил удовлетворение приходом нефтяной компании в Абхазию и благословил ее словами: «Успех, несомненно, будет, и у Абхазии появится своя нефть». Понятно, что референдум Анкваб не проводил и мнения народа не спрашивал, но его нефтяные восторги не разделяли тогда только тот же фонд «Айнар» и оппозиционный Форум народного единства, возглавляемый Раулем Хаджимба.
Сегодня общество «опомнилось» и решило изменить условия игры. Но возникает вопрос: «кто ответит за базар перед каталой» (уж простите за карточную терминологию). Ведь «катале» без разницы наши внутренние страсти и смена лиц в правительстве, он ведь договаривался не с Лакербая или Миквабия, не с Анквабом или Хаджимба – он договаривался с руководством страны, и для страны теперь это вроде как дело чести...
Все эти тонкости «искусства возможного» прекрасно понимают коллеги депутата Алмаса Джопуа, вынесшего на рассмотрение парламента законопроект о моратории на разработку углеводородов. Депутаты не довели дело до голосования и отклонили проект на стадии внесения в повестку дня – как недостаточно проработанный. Портить взаимоотношения с единственным стратегическим партнером в нынешней ситуации дело рискованное.
Хотя есть основания думать, что общественность заставит новую власть ответить за ошибки своих предшественников.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции