Новая волна захвата грузинских территорий

В прошедшие выходные российские пограничники продвинулись вглубь территории, контролируемой грузинскими властями, и установили новые приграничные опознавательные знаки

Власти Грузии ищут пути, чтобы остановить действия российских пограничников в регионе Шида Картли. В прошедшие выходные они продвинулись вглубь территории, контролируемой грузинскими властями, и установили новые приграничные опознавательные знаки. В результате под контроль российских пограничников и югоосетинской стороны попали более 10 гектаров земли, в том числе часть нефтепровода Баку-Супса.

Как остановить ползучую оккупацию и не грозит ли опасность нефтепроводу Баку-Супса? Эти два вопроса сегодня особенно остро обсуждаются в Тбилиси. Представители администрации президента и МИДа Грузии в параллельном режиме встречались с аккредитованными в Грузии дипломатами, с наблюдателями ЕС и представителями других международных организаций, оповещая их о сложившейся ситуации вдоль административной границы в горийском и ахалгорском районах.

10-11 июля российские пограничники перешли на контролируемую грузинской властями территорию вблизи сел Цителубани и Хурвалети, а также продвинулись к центральной автомагистрали Тбилиси-Гори и установили опознавательные знаки так называемой границы де-факто республики Южная Осетия. В результате более 10 гектаров обработанных земельных участков, принадлежащих грузинскому населению, и часть нефтепровода Баку-Супса оказались по ту сторону колючей проволоки.

Your browser doesn’t support HTML5

Новая волна захвата грузинских территорий

В Тбилиси случившееся назвали очередной провокацией со стороны России и нарушением международных стандартов. Советник по международным вопросам президента Грузии Тенгиз Пхаладзе обратил внимание еще на одно обстоятельство:

«Почему эскалация этих процессов и похожие инциденты происходят именно перед очередным раундом грузино-российских встреч? Если какая-либо сторона реально заинтересована в урегулировании вопроса, трудно понять, почему она осуществляет действия, которые напрягают ситуацию не только между двумя государствами, но и в регионе в целом».

Пхаладзе имел в виду запланированную на 15 июля встречу спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе с замминистра МИДа РФ Григорием Карасиным. Оппозиция в очередной раз поставила под сомнение целесообразность данного формата. Один из лидеров «Свободных демократов», бывший министр иностранных дел Майя Панджикидзе посоветовала властям действовать более активно на международной арене:

«Ни одна международная организация, ни одно государство пока не сделало по данному вопросу соответствующего заявления. Это указывает на то, что правительство Грузии не работает соответствующим образом или этой работы недостаточно. Мы также призываем власти пересмотреть формат Абашидзе – Карасин и обсудить целесообразность его продолжения».

(Сам Зураб Абашидзе сегодня по этому вопросу заявления не делал. Он накануне посетил села горийского района, где происходящее назвал «опасной провокацией». Абашидзе отметил, что непременно затронет эти вопросы, хотя формат его встреч с Карасиным не предусматривает их рассмотрения.)

Успешным с экономической точки зрения назвал формат Абашидзе – Карасин вице-премьер Кахи Каладзе. Однако он заговорил о необходимости создания еще одного формата:

«В политическом отношении у нас очень тяжелое положение (с Россией). Поэтому мы должны придумать какой-нибудь формат, который будет способствовать урегулированию отношений, и это мы будем обсуждать в нашей команде».

Разъяснять слова Кахи Каладзе пришлось МИДу Грузии. В ведомстве заявили, что ни о каких других форматах, кроме женевских дискуссий, а также формата Абашидзе – Карасин, речи нет.

Каладзе сегодня стал объектом критики оппонентов и за другое высказывание. «Изменой родине» назвали представители «Нацдвижения» его слова о том, что в случае возникновения проблем в работе нефтепровода на данном участке будет найден альтернативный выход».

В ответ на критику Каладзе напомнил, что участок нефтепровода в 1605 метров оказался на неподконтрольной территории еще семь лет назад, после августовской войны, и это – результат «безрассудной политики прежних властей».