Парламент Южной Осетии в ходе ближайшей сессии рассмотрит поправки в закон «О политических партиях». С инициативой выступил лидер парламентской фракции «Единство народа» Владимир Келехсаев. Он предлагает ужесточить требования к партиям, так как большинство политических организаций в республике существуют только на бумаге.
Разработкой поправок в закон «О политических партиях» занимается фракция партии «Единство народа». Свое заключение готовит и комитет по регламенту.
Как мне рассказал источник в партии «Единство народа», поправки должны ужесточить требования к партиям. Не секрет, что большая часть из существующих 15 партий активизируются только перед выборами, никакой реальной работы с избирателями они не ведут.
Поправки в закон коснутся численности партий. Планируется поднять минимальное количество членов политических партий с нынешних 300 до 500. Также предлагается сократить сроки на устранение нарушений, которые выявляются Минюстом. Отдельный пункт в законопроекте предусматривает запрет на членство сотрудников силовых ведомств в политических партиях.
Внесение изменений в закон позволит отсечь большую часть мелких партий. Для Южной Осетии предпочтительнее несколько крупных дееспособных партий, которые действительно будут представлять определенные категории избирателей, считают в «Единстве народа». Мой источник в Минюсте республики к поправкам настроен положительно. По его словам, для многих политических партий Южной Осетии характерна полная бездеятельность, пассивность. Часть партий не в состоянии даже отчитаться о своей деятельности перед Минюстом.
Your browser doesn’t support HTML5
Югоосетинский политик Роланд Келехсаев в разговоре со мной обратил внимание на то, что некоторые политические силы никак не отреагировали на действия Грузии и представителей СМИ, сорвавших вчера пограничные указатели вблизи сел Ионча Знаурского района и Дисев Цхинвалского района. Роланд Келехсаев считает, что молчание югоосетинских внепарламентских партий – признак их политической несамостоятельности. По его словам, партии занимаются популизмом в СМИ и это все, на что они способны:
«Я удивлен, мне непонятно отсутствие внятной политической позиции внепарламентских партий на ситуацию на государственной границе с Грузией. До этого мы помним очень резкие высказывания многих политических сил, выступавших резко против и договора о союзничестве, и парламента, но сейчас почему-то все замолкли и молчат. Не сделано с их стороны ни одного заявления».
Действительно, последний раз некоторые внепарламентские партии проявили активность только в ходе работы над проектом договора с Россией. Пару попыток громко заявить о себе предприняла партия «Фидан» с критикой закона «О недропользовании», но, получив исчерпывающий ответ вице-спикера парламента, также предпочла временно «отдохнуть». Никак не отреагировали на инциденты на югоосетинской границе и такие партии, как «Новая Осетия» (чьим лидером, между прочим, остается бывший министр иностранных дел Давид Санакоев), и активисты так называемого Координационного совета (за исключением Хоха Гаглойты, который, будучи руководителем югоосетинской делегации в формате механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), направил письмо на имя главы Миссии наблюдателей Евросоюза о необходимости проведения внеочередной встречи МПРИ). Однако партия «Мир. Труд. Справедливость», учрежденная Гаглойты, также предпочла промолчать, видимо, полагая, что заявлений, сделанных Гаглойты в качестве чиновника, достаточно.
Роланд Келехсаев полагает, что отсутствие реакции со стороны политических партий – показатель того, что партийные функционеры просто не получили соответствующего распоряжения от властей Южной Осетии:
«Подавляющее большинство этих партий было создано искусственно. Они свои действия согласовывают с руководством Южной Осетии, действуют с оглядкой на администрацию. Никакой самостоятельностью они не обладают и действуют только по указанию сверху. Многие, наверное, думают, что отношения с Грузией у нас уладились, но это ошибочное мнение. Мы видим, что Грузия активно задействовала свои ресурсы во внешней политике и добивается, чтобы тема плановых работ по установке и восстановлению информационных знаков на осетино-грузинской границе была предметом обсуждения на международных площадках, в Совбезе ООН, ПАСЕ. Они работают и целенаправленно работают, а мы почему-то замкнулись и не выходим за рамки определенных установок. Проигрывает наша информационная политика», – считает Роланд Келехсаев.
Я позвонила лидеру «Родины» Домбаю Гассиеву с вопросом о том, как он относится к инциденту на осетино-грузинской границе. Мой вопрос застал его врасплох, Гассиев ответил на него встречным вопросом: «А что происходит? Я не знаю ничего об инцидентах на границе, когда это случилось? Я не готов ничего прокомментировать», – таков был ответ руководителя одной из внепарламентских партий Южной Осетии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия