От роста тарифов пострадают все

По итогам трехчасового заседания Национальной регулирующей комиссией было принято решение о повышении тарифа на электроэнергию, вырабатываемую газовыми электростанциями

Сегодняшнее заседание Национальной регулирующей комиссии по энергетике Грузии проходило на фоне акции протеста внепарламентской оппозиции против повышения тарифа на вырабатываемую газовыми станциями электроэнергию. Однако его все-таки повысили, но не так высоко, как того требовали представители ГРЭС. Экономические эксперты считают, что удорожание электроэнергии приведет к повсеместному росту потребительских тарифов.

По итогам трехчасового заседания Национальной регулирующей комиссией было принято решение о повышении тарифа на электроэнергию, вырабатываемую газовыми электростанциями. Председатель комиссии Ирина Милорава мотивировала решение девальвацией лари. ГРЭС закупают газ в долларах, соответственно, их издержки в лари выросли.

«Для компании «Джипауэр» тариф увеличивается с 7,39 до 7,53 тетри за киловатт, для «ТбилГРЭС» с 7,22 до 10,87 тетри. Что касается «Мтквари-энергетика», то тут тариф увеличен с 7,31 до 10,19 тетри. Это тарифы без НДС. Постановление комиссии вступает в силу с 1 августа нынешнего года. Решение комиссии может быть обжаловано в суде», – заявила Милорава.

Несмотря на то, что регулирующая комиссия удовлетворила запрос руководства теплостанций, их представители остались недовольны. Представитель компании «ЭнергоПро», владеющей «Джипауэр», Михаил Боцвадзе считает несправедливым, что для двух ГРЭС тариф вырос на 30%, тогда как для его компании повышение оказалось незначительным.

Your browser doesn’t support HTML5

От роста тарифов пострадают все

«Мы ожидали объективного роста тарифов и обосновали его соответствующими расчетами. К сожалению, баланс между потребителями и производителями остался нарушенным – нас никак не устраивает установленный тариф в 7,5 тетри, так как себестоимость выработанной электроэнергии для компании находится на уровне 10,5 тетри. Кроме того, покупающая у нас электроэнергию компания «ЭнергоПро» должна продавать ее ниже себестоимости. Не получится так, господа, не получится», – сетовал Боцвадзе.

Заместитель председателя регулирующей комиссии Гоча Шония в интервью «Эхо Кавказа» поясняет, почему тарифы для различных ГРЭС так отличаются:

«Это разные компании, у которых различные финансово-технические показатели. Соответственно, во время заседания комиссии было установлено, что в результате девальвации лари компании понесли различный ущерб, что и послужило основанием для решения регулирующей комиссии».

Между тем даже столь ограниченный рост тарифов для газовых станций может привести к повсеместному росту потребительских тарифов на электричество. Так считает экономический эксперт Рамаз Герлиани, который называет решение комиссии прецедентным.

«Разумеется, рост тарифов на вырабатываемую ГРЭС электроэнергию приведет к росту потребительских тарифов. Ни для кого не секрет, что основным покупателем этой энергии является «ЭнергоПро», которая потребует от регулировочной комиссии повышения тарифов для населения. Потребляющие электроэнергию производства также будут вынуждены поднять цены на производимую продукцию. Это вызовет цепную реакцию – уже владельцы ГЭС также попробуют пересмотреть заключенные с дистрибьюторами контракты», – прогнозирует Рамаз Герлиани.

Недовольство выражают сегодня и представители оппозиции. Собравшиеся у здания комиссии считают, что тарифы повышаются в угоду министру энергетики Кахе Каладзе, который, по их информации, владеет несколькими энергетическими объектами. Об этом в ходе открытого заседания регулирующей комиссии заявил лидер «Картули даси» Джонди Багатурия:

«Каха Каладзе обуян алчностью и настолько потерял связь с реальностью, что заставил представителей регулирующей комиссии повысить тариф. Уже завтра мы станем свидетелями того, что потребительский тариф на электроэнергию будет увеличен до 25 тетри», – предрек оппозиционер, который тут же предложил комиссии самораспуститься.

Сам Каладзе во время заседания комиссии присутствовал на открытии новой ГРЭС мощностью 257 мегаватт, построенной на средства Партнерского фонда. Вице-премьер никак не прокомментировал раздающиеся в его адрес обвинения.