– Как вы считаете, может ли Абхазия объявить мораторий на добычу нефти?
Ирина: Вы знаете, я считаю, что здесь нефть категорически нельзя добывать, потому что экология пострадает очень сильно. Самое главное, что у нас есть, – это море, природа. Я думаю, что все это просто загубит (природу). Ни в коем случае нельзя.
– А что делать с соглашениями, которые были подписаны прежним абхазским руководством?
Ирина: Знаете, наверное, за ошибки надо иногда платить, чтобы не было потом еще хуже. Если бы я была у руля, я бы предпочла сохранить нашу замечательную природу. Если мы раньше жили без нефти, я думаю, что и дальше можно прожить. Если с умом развивать сельское хозяйство, туризм, я думаю, что прекрасно можно обойтись без нефти.
Мужчина: Надо было давно запретить и вообще не затевать это дело. А у кого они спрашивали? А кто может отметить? Пусть проводят референдум, кому это нужно
Лариса: Я считаю, что могла бы, но это не нужно делать. Нужен прогресс, нужно развитие. Разве это плохо, если в Абхазии будет разрабатываться нефть? Это движение вперед.
Your browser doesn’t support HTML5
– Что касается вопросов экологии?
Лариса: Экология – это да. А как во всем мире разрабатывается нефть? Значит, должны соблюдаться какие-то правила, какие-то методы разработки. Если это будет все грамотно сделано, почему нет?
Хатуна: Нет, наверное, скорее всего, нет. Это все загрязнение природы. Мы против.
– Как быть с теми соглашениями, которые подписало прежнее руководство, согласно которым планируется разработка нефти в Абхазии?
Хатуна: Это решать руководству, но народ против всего этого.
Толик: Запретить, конечно, надо. А как? Экология, это город-курорт. Нефть всегда с собой несет грязь. И так у нас не очень хорошо, чистоты такой нет, еще нефть будет… Нет, от нефти отказ.
– Что делать с теми соглашениями, которые подписало прежнее руководство Абхазии?
Толик: Новое руководство может аннулировать и все. Новые подписи поставить и все. Все же знают, нам дороже экология и чистота курортной зоны. А нефть на суше, на воде – одно и то же. Уже взрослые люди, где нефть добывают, мы же знаем… Чистота Черного моря – все! Не только для нас, для всех.
Девушка: Разработка нефти приведет к загрязнению окружающей среды. Есть же такие моменты, что соглашения подписаны, но можно же дополнительные соглашения, во всем мире существует практика каких-то дополнительных соглашений. Я не знаю условий соглашения, никто этого не видел никогда. Если покажут, мы, может быть, разберемся, что можно придумать. Соглашение на зарплату тоже есть, однако нам эти деньги никто не дал. Дело в том, что существуют другие соглашения, которые не реализовываются. Насколько что важно, для кого это важно. В этих рамках надо все рассматривать.
Женщина: Должна запретить, не только может.
– Что делать тогда с соглашениями, которые подписало прежнее руководство Абхазии?
Женщина: Расторгнуть соглашения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия