«Решение носит стабилизационный характер»

По мнению представителей различных политических партий, отставка Бориса Чочиева не стала неожиданностью. Политик, снискавший репутацию серого кардинала, давно стал предметом критики для одних и образцом подражания для других

Леонид Тибилов освободил от занимаемой должности руководителя администрации президента Бориса Чочиева, назначив его своим советником. С Чочиевым главу югоосетинского государства связывают личная дружба и не один год совместной работы в органах власти. Бывший руководитель администрации президента считался одной из самых влиятельных фигур югоосетинской политики, его даже прозвали серым кардиналом.

По словам моих собеседников – представителей различных политических партий, отставка Бориса Чочиева не стала для них неожиданностью. Политик, снискавший репутацию серого кардинала, давно стал предметом критики для одних и образцом подражания для других. Он участвовал в судьбе многих молодых политиков, чья карьера резко пошла в гору. Слухи о том, что Борис Чочиев не вернется из отпуска в свой кабинет, циркулировали в коридорах власти не один день. Говорят, Леонид Тибилов, готовящийся ко второму президентскому сроку, решил ослабить влияние непопулярного главы администрации и избежать репутационных потерь.

Возглавив администрацию президента, Борис Чочиев, до того успевший поработать непосредственным начальником Леонида Тибилова в аппарате постконфликтного урегулирования, продолжал оказывать влияние на президента. В какой-то момент это влияние, по мнению югоосетинских экспертов, стало угнетать Леонида Харитоновича, и в преддверии президентских выборов он решил дистанцироваться от Бориса Элиозовича, сохранив его при этом в шаговой доступности в ранге госсоветника.

Your browser doesn’t support HTML5

«Решение носит стабилизационный характер»

Надо отметить, что Борис Чочиев сделал немало для укрепления власти Леонида Тибилова. Именно его усилиями бывшие сторонники Эдуарда Кокойты стали лояльны новой власти. Самая влиятельная при Кокойты Народная партия под давлением Чочиева пересмотрела свою позицию и теперь критикует разве что парламентское большинство, но не президента. Некогда всесильная правящая партия «Единство» стараниями влиятельного чиновника и вовсе ушла в небытие. Председателя партии Зураба Кокоева пересадили в кресло чиновника администрации президента. Разобравшись с оппозиционными силами, бывший глава администрации приступил к созданию пропрезидентских партийных организаций. С его легкой руки на политическом поле Южной Осетии возникли такие партии, как «Ныхас», «Мир. Труд. Справедливость» и ряд других.

Я созвонилась с лидером Народной партии Александром Плиевым, который в телефонном разговоре со мной сказал, что «на самом-то деле Чочиев не отправлен в отставку, а переведен на другую должность, и ничего страшного не произошло»:

«Это обычное кадровое решение президента и его команды. Как мы можем обсуждать работу президента?

– Народная партия была в непростых отношениях с Борисом Чочиевым, но в последнее время вы нашли общий язык с президентской администрацией. Как вы прокомментируете эту отставку?

– А что там комментировать, я не могу понять. Человек счел нужным уволить главу своей администрации.

– Утратит ли влияние Чочиев на политические процессы?

– По-моему, не было никакого влияния».

Спикер парламента Анатолий Бибилов говорит, что решение президента будет способствовать стабилизации внутриполитической ситуации в республике:

«Решение президента не совсем этично комментировать, но президент решение принял, я думаю, чтобы определенное спокойствие в обществе было, потому что многие политические силы связывали свою деятельность с руководителем администрации президента. Леонид Тибилов поставил перед собой цель консолидации общества и достижения спокойствия в политической жизни республики. Не стоит забывать, что Борис Элиозович успел поработать на разных государственных должностях при всех президентах Южной Осетии. Конкретных причин отставки я не знаю, но думаю, что это объясняется стремлением к стабилизации ситуации в республике. Это решение носит стабилизационный характер.

– Можно ли утверждать, что в ранге госсоветника влияние Бориса Чочиева ослабнет или, наоборот, сохранится?

– Если Борис Элиозович на что-то влиял, то, конечно же, и в качестве госсоветника он и дальше будет влиять. Другое дело, насколько это влияние было необходимым, насколько это влияние оказывало содействие стабильности или дестабилизации, рассмотрение этого вопроса – это уже прерогатива президента Южной Осетии. Но госсоветник – это высокая государственная должность, и, конечно, он будет влиять на процессы в республике в той степени, в которой будет задействован в том или ином направлении. Это очевидно. Что касается деятельности парламента, то парламент действует автономно. У нас есть взаимодействие со всеми ветвями власти, в том числе с исполнительной властью, и есть представители президента и правительства в законодательном органе власти. В этом плане влияние Бориса Элиозовича тоже проявлялось, поскольку президентская администрация занимается взаимодействием ветвей власти. Но для меня, как председателя парламента, нет никакой разницы, сняли Чочиева или не сняли. Главное, чтобы спокойствие в обществе установилось и не связывали какие-то определенные моменты, действия с определенными лицами, в том числе и с именем Бориса Элиозовича, конечно».

Получить комментарии от парламентской партии «Ныхас», в создании которой Борис Чочиев принимал непосредственное участие, мне не удалось. Телефон лидера партии – мэра Цхинвала Алана Алборова был выключен.

Лидер другой парламентской партии «Единство народа» Владимир Келехсаев считает, что «отставка Чочиева совсем не знаковое событие для республики»:

«Это прерогатива президента – освобождать, назначать или переводить на другую работу. При чем тут парламент? Мы не вмешиваемся. Но я никогда не помню, чтобы он указывал мне что-то сделать так или иначе. Чочиев не вмешивался никогда в мою деятельность. Как политик, он пропитан политикой. Он давно работает в органах власти, работу знает, он опытный кадр, знающий человек. Надо его поставить на должность, где он может приносить пользу республике».

Впрочем, на вопрос, в какой должности Борис Чочиев был бы наиболее эффективен, Владимир Келехсаев не смог найти ответа.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия