Отставка, которая ожидалась

Эксперты сходятся во мнении, что отставка Бориса Чочиева с поста главы администрации президента – это лишь первый акт действа, которое только начинает разворачиваться в республике

В Южной Осетии состоялась отставка, которую в последнее время обсуждали и даже ожидали. Накануне стало известно, что по собственному желанию освобожден от занимаемой должности руководитель администрации президента Борис Чочиев. Леонид Тибилов назначил его на должность государственного советника президента, которую в республике одни считают «скамейкой штрафников», другие – синекурой. Понятно, что отставка без преувеличения самого влиятельного чиновника в окружении президента, которого связывает с Леонидом Тибиловым многолетняя дружба, живо обсуждается в республике.

В тот же день указом Леонида Тибилова руководителем администрации президента республики Южная Осетия назначен 41-летний Алан Джиоев, ранее занимавший должность министра юстиции.

По словам российского политолога Евгения Крутикова, отставку Бориса Чочиева нельзя назвать неожиданной. Разговоры об этом шли давно, они имели под собой немало оснований. Одни говорили, что он и сам не прочь из-за пошатнувшегося здоровья перейти на должность поспокойнее. Другие – что он слишком раздражает и местное общество, и окружение президента, уставшего от вездесущего Бориса Элиозовича. Некоторые его даже называли «настоящий президент» или «серый кардинал», подчеркивая тем самым, как непомерно много власти сосредоточил он в своих руках. По мнению Евгений Крутикова, это кадровое решение укладывается в логику подготовки команды Леонида Тибилова к предстоящим президентским выборам:

Your browser doesn’t support HTML5

Отставка, которая ожидалась

«Те люди, которые сейчас представляют себя оппозицией или только формируют ее, в преддверии президентских выборов потеряли главный жупел, который можно было бы атаковать. Борис Элиозович в последнее время был такой, не в обидном смысле этого слова, резиновой куклой для битья, которую атаковали все, кому не лень. Известно, что он по-человечески очень болезненно к этому относился. А теперь кого будет атаковать оппозиция? Молодежь, которая не имеет ни опыта, ни политического веса, и которую сейчас будут продвигать на все посты? Кого еще? Президента? Ну, это довольно сложно. Поэтому, если рассматривать ситуацию в контексте уже начавшейся кампании по президентским выборам, то возникают новые проблемы перед теми людьми, которые хотели бы сместить Леонида Тибилова с поста президента.

– Получается, что влияние Бориса Элиозовича будет сохранено, просто он уходит в тень?

– Да, не надо забывать, что Южная Осетия существует по принципу клиентуры, родственности, в хорошем смысле этих слов, я сейчас не хочу критиковать сложившиеся здесь реалии.

– И дружбы.

– Да, и дружбы. Поэтому у него всегда останутся возможности для того, чтобы участвовать в реальной политике, а не только в виртуальной, которая предполагает должность государственного советника.

– Москва не приложила руку к отставке Чочиева? Помнится, он раздражал кураторов несогласием с их кадровыми рекомендациями и по некоторым другим позициям.

– Москва здесь абсолютно ни при чем. В последний год фигура главы администрации не вызывала такого отторжения, как, например, года три назад. Сейчас этого нет, этот конфликт постепенно сошел на нет. Может быть, потому, что Борис Чочиев, как политическая фигура, был менее активен в последние года полтора-два».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев убежден, что Бориса Элиозовича освободили от рутинных дел ради главной цели – подготовки к выборам президента:

«Пост главы администрации был для Бориса Элиозовича колоссальной нагрузкой. Он постоянно разруливал какие-то конфликты – экономические, бытовые, да какие угодно. В команде президента считают, что именно из-за этого они проиграли выборы в парламент. Сейчас Борис Чочиев освободился от этой суеты и будет плотно заниматься подготовкой к выборам президента».

Что касается новых кадровых назначений в руководстве, в том числе и Алана Джиоева на должность главы администрации, то они, безусловно, были согласованы с Борисом Элиозовичем, считает Роланд Келехсаев. Более того, убежден эксперт, скорее всего, Чочиев сам готовил себе замену, судя по тому, как много они общались в последнее время:

«Вполне понятно, что новые назначенцы, судя по их возрасту или послужному списку, явно проигрывают своим предшественникам. У них нет такого политического опыта, чтобы президент мог на них всецело положиться. Наверное, главными достоинствами молодых чиновников являются их управляемость старшими товарищами и преданность им. Как я слышал, все назначенцы согласовывались в ближайшем окружении президента».

Эксперты сходятся во мнении, что отставка Бориса Чочиева с поста главы администрации президента – это лишь первый акт действа, которое только начинает разворачиваться в республике.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия