Массовый заезд туристов в летний сезон порождает в Абхазии всплеск активности криминала. В абхазском обществе рассуждают о том, что на правоохранительные органы надежд мало, ибо там заняты внутренними разборками.
На днях в абхазском интернет-сообществе активно обсуждался инцидент, произошедший в третьем часу ночи на улице Киараз, что в Новом районе Сухума. Говоря языком милицейского протокола, «во дворе дома №5 двое неустановленных следствием лиц совершили покушение на тайное хищение чужого имущества, разбив левое боковое стекло автомашины KIA Sportage, принадлежащей гражданину Российской Федерации Конрату Сергею Петровичу, 1975 г.р., вследствие чего между последним и двумя неустановленными следствием лицами произошла словесная перепалка, переросшая в драку. В результате из хулиганских побуждений с целью причинения смерти и сокрытия совершенного ими ранее преступление один из преступников умышленно нанес проникающее ножевое ранение в брюшную полость Конрата С.П., который доставлен в республиканскую больницу, где и находится в настоящее время. По данному факту прокуратурой города Сухум возбуждено уголовное дело».
Сейчас жизнь туриста из Москвы уже вне опасности. По последним сообщениям, правоохранители установили личности грабителей. Ими оказались жители Сухума Инал Манака и Темур Кутарба. Генпрокуратура республики объявила их в розыск.
Your browser doesn’t support HTML5
Кстати, в одном из сообщений СМИ об этом преступлении меня «подкинули» слова, что владельца автомобиля ударили ножом после возникшей между ним и грабителями «ссоры». То есть он увидел, что двое пытаются разбить окно его машины, и на этой почве они «поссорились». Такое полное отсутствие языкового чутья автора и редактора, конечно, удручает.
На форуме одного из абхазских сайтов прозвучали разнообразные комментарии к произошедшему – от наивного «поразительно подобное отношение к гостям, гость для абхаза – святое! Не понимаю, как можно красть!» до иронического «чем это можно оправдать? Тем, что в других местах тоже такое бывает, или тем, что их спровоцировал сам факт наличия у него автомобиля, то, что он приехал на отдых, тогда как им, бедным ворам и грабителям, отдыхать совсем некогда?»
Если говорить о том, что и «в других местах такое бывает», то действительно, может ли стать утешением прочитанные мной на аналогичную тему следующие заголовки о произошедших в последние дни в туристических краях происшествиях: «Пятилетний мальчик пострадал при нападении пьяного мужчины в гостинице Туапсе», «В Барселоне туристы ранены в результате стрельбы в отеле», «В кафе Турции избили туриста, который отказался от заказа после долгого ожидания», «Два транссексуала ограбили и ранили российского гида в Таиланде»?
Конечно, в большинстве случаев воришки, застигнутые на месте преступления, стараются дать деру, а если и вступают в рукопашную, то, когда их пытаются задержать. Но сейчас ворье настолько обнаглело… Сужу на основании недавнего эпизода в нашем доме. Какие-то пацаны ночью пытались залезть во внедорожник, стоявший во дворе, буквально под окнами его владельца. Тот, живущий на втором этаже, проснулся и стал криками отгонять воров, но нарвался на угрозы (они якобы обиделись на какие-то его слова и еще придут с ним разбираться), а кто-то из них стал бросать ему в окна квартиры камни.
Один из участников интернет-форума, о котором шла речь, вспомнил о таком эпизоде: «Житель Абхазии, царствие ему небесное, поймал грабителя у себя в комнате. Немного помял. На следующий день родня того пришла к хозяину с разборкой: мол, почему за вещи бьешь человека?» Это напомнило мне схожую историю, о которой как-то уже рассказывал на «Эхо Кавказа», – как к жителю сухумского микрорайона Синоп вот так же приходили разбираться «уважаемые люди» в связи с тем, что тот отмутузил ночью двух балбесов, которые пытались обокрасть соседнюю квартиру, и обматерили его, когда он вмешался. То есть ситуация, как видим, достаточно типичная, причем в обоих случаях мысль об обращении в правоохранительные органы как-то никому и в голову не приходила.
В последнее время, боюсь, такая мысль еще реже будет посещать наших людей – после серии инцидентов с участием самих правоохранителей. Прошлой осенью запомнилась история про избиение сотрудника ГАИ прямо на посту и о том, как на суде свидетели, включая его сослуживца, вдруг впали в амнезию. Потом общество было шокировано двумя кулачными боями на сухумской набережной между сотрудниками милиции и госслужбы охраны высших должностных лиц. А на прошлой неделе отличились пятеро сотрудников Службы госбезопасности: выложенный в интернет ролик с видеокамеры наблюдения у сухумской аптеки «Лекарь» с кадрами расправы над гражданином Герхелия, который, по их мнению, что-то замышлял против них, просмотрела едва ли не вся Абхазия. Кто-то из форумчан вспомнил и про эти инциденты: «На правоохранительные органы никакой надежды, они то сами друг с другом дерутся, то, хуже, бандитов бьют дубинками».
А другой сообщил: «Вы знаете новость? Герхелия уже договорились с сотрудниками СГБ и не имеют друг к другу претензий. А на нет и суда нет. Проштрафившихся хулиганов просто уволят из органов в лучшем случае». Но это предположение интернет-пользователя, а пока военной прокуратурой Республики Абхазия вчера были объявлены в розыск сотрудники Службы государственной безопасности – старший оперуполномоченный 1-го отделения отдела по борьбе с терроризмом и организованной преступностью СГБ майор Раш Цвижба, оперуполномоченный этого же отдела, старший лейтенант Темур Дзкуя, оперуполномоченный 2-го отделения отдела контрразведки СГБ Астамур Пачалия, оперуполномоченный Гудаутского районного отдела службы безопасности, старший лейтенант Ремзик Чанба и оперуполномоченный Сухумского районного отдела службы безопасности, старший лейтенант Дадын Чачхалия.
Подобное поведение бывает распространено в подростковой среде, но если сотрудники милиции, ГСО, МВД не вышли еще по своему мышлению, психологии из подросткового возраста, обществу, которое рассчитывает на их защиту от злоумышленников, становится не по себе.
Мне вспомнилось давно бытующее у нас понятие «разобраться по-абхазски». Смысл в том, что я, мол, мужик, и мне западло, словно слабой женщине, обращаться в органы госвласти, я буду действовать, минуя их, чтобы мой обидчик в итоге понял, что был не прав и повинился. И почему-то не приходит в голову таким «героям», что, отвергая обращение к законам, которые вырабатывались тысячелетиями человеческой цивилизацией, они, по сути, зовут нас назад в пещеру, где все решалось просто силой мускулов и рыка: «А ну отдай мой каменный топор!»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия