Сегодня в Тбилиси состоялась первая пресс-конференция «Партии беженцев». Представители новой политической организации, которая была зарегистрирована в середине июня, рассказали журналистам о своих претензиях и требованиях к Министерству по делам беженцев.
До парламентских выборов в Грузии остается больше года, однако сегодня о себе заявила новая грузинская «Партия беженцев» – объединение людей, изгнанных войной из собственных домов и утративших веру в возможность и желание своего государства что-либо изменить в лучшую сторону. О программе партии известно мало, но, судя по ее целям – объединить беженцев, защитить их права и способствовать возвращению в покинутые дома, амбиции у нее далеко не маленькие.
Сегодня же «Партия беженцев», по сути, окончательно определила себя в ряды оппозиционных политических сил. Первый удар был нанесен по Министерству по делам беженцев. Главным объектом недовольства стала программа по расселению вынужденно перемещенных лиц, которую осуществляют грузинские власти. Председатель партии Лела Гуледани, сама беженка из Абхазии, рассказала, что к ним в офис постоянно обращаются возмущенные беженцы, которые годами ждут обещанного жилья. По словам Гуледани, поводом для таких обращений служит то, что вынужденно перемещенные лица, по их заверениям, все чаще сталкиваются с неким подобием махинаций в министерстве.
Your browser doesn’t support HTML5
«Мы знаем, что беженцы получают жилую площадь с помощью программы начисления баллов. То есть, чем больше баллов тебе начислят, тем быстрее ты получишь жилье. Вот только вся проблем в том, что эти баллы начисляются по какой-то никому не понятной системе. При этом количество баллов со временем странным образом меняется. Например, к нам поступила жалоба от семьи, у которой было четыре балла, а затем почему-то стало три. Почему и как – в Министерстве по делам беженцев не объясняют. Министерство осуществляет процесс расселения на приоритетной основе, например, первыми в очереди стоят крайне нуждающиеся беженцы, больные, инвалиды и так далее. Это понятно. Непонятно другое: был случай, когда один из сотрудников министерства прямо сказал беженцу, у которого было мало баллов, чтобы он в следующем году оформил инвалидность и смог получить таким образом дополнительные баллы. То есть нам теперь всем инвалидами что ли притвориться, чтобы наконец получить квартиры?! Как вам нравятся такие подходы со стороны министерства?» – возмущалась Гуледани.
Председатель партии рассказала, что процесс расселения проходит катастрофически низкими темпами. Всего, по словам Гуледани, в Грузии зарегистрированы 97 тысяч вынужденно перемещенных семей, это без учета тех, кто покинул страну и проживает за рубежом. Тогда как жилплощадью обеспечены всего около 30 тысяч семей, то есть, по сути, менее одной трети. Каждое руководство Грузии, говорит Гуледани, обещает решить эту проблему, но обещания так и остаются лишь на словах.
«Люди раздражены. Постоянное разочарование, недовольство властями, усталость оборачиваются распрями уже внутри беженцев. Больше двадцати лет государство не в силах решить эту проблему. Создается ощущение, что власти действуют методом «разделяй и властвуй», все делая для того, чтобы беженцы не консолидировались. Нас деморализуют, делают маргиналами, так как нас много и мы представляем силу. Поэтому мы считаем, что нам (беженцам) необходимо сплотиться, стать сильнее. Государство, в конце концов, должно использовать тот потенциал, который имеется у беженцев», – говорит Гуледани.
С прозвучавшими обвинениями не согласны в Министерстве по делам вынужденно перемещенных лиц, беженцев и расселению. Глава департамента по делам беженцев Мурад Аблотия в комментарии грузинской службе Радио Свобода заявил, что ведомство готово выслушать каждого недовольного беженца. При этом Аблотия подчеркнул, что до 2013 года программа по расселению осуществлялась беспорядочно, не было четких критериев, по которым выдавались жилплощади. По-настоящему эффективным процесс расселения стал лишь недавно, сказал Аблотия.
«В масштабах страны процесс расселения беженцев, обеспечения их постоянным жильем осуществляется разными способами. Это передача в собственность беженцев жилплощади, которую они ранее заняли самовольно. Если речь идет о бывших нежилых зданиях, в которые заселялись беженцы, то мы переделываем эти здания под жилые. Также идет строительство новых корпусов, кроме того, мы выкупаем часть квартир у застройщиков в тех или иных объектах и затем передаем их беженцам. В итоге, за последние два с половиной года жилье получили более семи тысяч семей», – сказал Аблотия.
Однако о критериях начисления баллов для получения жилья в министерстве не рассказали.
Сегодня представители «Партии беженцев» уже выдвинули свое первое требование – обнародовать порядок выдачи жилплощади беженцам и список критериев, по которым начисляются баллы. От своих требований новоиспеченные политики обещают не отступаться.