В Грузии встревожены сообщениями о введении экономических санкций со стороны России. По информации российских СМИ, Минсельхоз РФ изучает список ответных мер в отношении семи стран, включая Грузию, присоединившихся к санкциям ЕС против России. Официальный Тбилиси в примирительном тоне пытается напомнить Москве о том, что присоединился всего лишь к одной санкции, да и то год назад. По мнению экспертов, власти России, осуществляя давление на экономику Грузии, пытаются добиться смены ее евроатлантического курса.
Позднее к сообщениям российских СМИ прибавилась информация, размещенная на сайте Роспотребнадзора. В ней говорится об обнаружении 10 партий алкогольной продукции из Грузии, «не соответствующей требованиям нормативной документации». Подобные сообщения многим напомнили события 2006 года, когда под предлогом несоответствия санитарным нормам Россия ввела полное эмбарго на грузинскую продукцию.
Реакция Министерства сельского хозяйства Грузии последовала незамедлительно. В распространенном на сайте ведомства сообщении говорится, что Минсельхоз занят изучением деталей контроля за алкогольной продукцией, поставляемой на рынок России. Там же говорится, что «контроль за качеством грузинских вин ведется в лицензионных лабораториях и сами производители заинтересованы в качестве вин, которые экспортируются на мировые рынки».
Your browser doesn’t support HTML5
По словам экономического эксперта Романа Гоциридзе, Грузия присоединилась лишь к одной санкции из 15, да и то год назад. В шумихе, поднятой официальной Москвой год спустя, эксперт увидел неприкрытый нажим на Грузию:
«Год назад Грузия запретила импорт продукции из Крыма, который и так равнялся нулю. Если в Москве хотели отреагировать должным образом, то зачем было выжидать год? Под разговорами о внесении Грузии в список стран, которых собираются подвергнуть санкциям, заметно намерение России любой ценой заставить Грузию свернуть с Евроатлантического курса. Для этого Россия за прошедший год провела немалый объем работ: в Грузии создан ряд НПО, которые неприкрыто агитируют за вступление Грузии в Евразийский союз. Кроме того, стали активнее работать СМИ, ратующие за восстановление дипотношений с Россией», – говорит Гоциридзе.
Эксперт упрекает власти Грузии в том, что они проводят слабую, капитулянтскую политику в отношении России, прикрываясь тем, что российский рынок якобы очень выгоден грузинскому производителю. В то же время хорошо известно, что экспорт грузинских вин в Россию в этом году сократился почти наполовину. Гоциридзе считает, что власти допустили ошибку, полностью переориентировав винодельческую продукцию на рынок России, и теперь пожинают плоды своей недальновидности.
В винодельческих компаниях опасаются, что угрозы со стороны России вполне осуществимы. Один из основателей «Телавского винного погреба» Зураб Рамазашвили говорит, что к заявлениям Роспотребнадзора следует отнестись с полной серьезностью, поэтому вновь становится актуальным подзабытый вопрос о диверсификации рынков сбыта вина:
«Опыт прошлых лет подсказывает, что за подобными предупреждениями последует запрет на поставки вин в Россию. В настоящий момент российский рынок занимает солидную нишу у тех компаний, которые после снятия эмбарго полностью переориентировались на Россию. И поэтому серьезные проблемы таким производителям гарантированы. Что касается нашей компании, то она экспортирует вина в 24 страны, поэтому санкции России не будут для нее катастрофическими, – объясняет Зураб Рамазашвили.
В целом, по сообщению Национального агентства вина, Грузия из года в год наращивает поставки этой продукции, а также бренди на мировые рынки: в этом году Грузия осуществила экспорт на рынки 35 стран, однако суммарный объем поставок вина в Россию продолжает составлять 50%.