Прагматизм в ущерб национальным интересам?

Сегодня премьер-министр Гарибашвили пообещал, что официальный Тбилиси больше не присоединится ни к одной из остальных четырнадцати санкций

В Грузии продолжают обсуждать угрозу нового экономического эмбарго со стороны России. Сегодня глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили разъяснил журналистам, почему официальный Тбилиси поддержал одну из антироссийских санкций Евросоюза, которая касается запрета на импорт продукции из Крыма. Напомню, именно это событие стало поводом для заявлений, прозвучавших из Москвы, о возможных ответных мерах в отношении Грузии. Кроме того, Гарибашвили сегодня также признался, что выступает против присоединения Грузии к остальным антироссийским санкциям Евросоюза. Это заявление премьер-министра вызвало неоднозначную реакцию среди грузинских политиков и экспертов.

«Это было необходимо, мы были вынуждены это сделать», – так премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили объяснил сегодня решение грузинской стороны присоединиться к одной из пятнадцати санкций Евросоюза в отношении России год назад. Угрозы в адрес Грузии о возможных ответных экономических мерах, прозвучавшие на днях из Москвы, по всей видимости, возымели свое действие. Сегодня премьер-министр Гарибашвили пообещал, что официальный Тбилиси больше не присоединится ни к одной из остальных четырнадцати санкций. Он заявил, что власти «очень бережно относятся к тому, чего им удалось достичь, а именно, к восстановленным торговым отношениям».

Your browser doesn’t support HTML5

Прагматизм в ущерб национальным интересам?

«Я был и продолжаю оставаться против того, чтобы Грузия присоединялась к санкциям (Евросоюза) в отношении России. Единственная санкция из пятнадцати, введенных Евросоюзом, поддержана Грузией в прошлом году, да и та касалась лишь запрета на продукцию, произведенную в Крыму и Севастополе. Дело в том, что мы пребываем в схожем положении, так как у нас есть проблемы, связанные с оккупированными Абхазией и Самачабло. И мы так же требуем от международного сообщества, чтобы они применяли санкции в отношении продукции, произведенной в Абхазии и Самачабло. В соответствии с нашей политикой непризнания, это (присоединение к санкции) было вынужденной необходимостью», – сказал Гарибашвили.

Премьер-министр добавил, что в Грузии имеются «деструктивные силы», которые не желают нормализации отношений с Россией. Именно эти самые силы и «поднимают искусственный ажиотаж» вокруг присоединения официального Тбилиси к одной из санкций, подчеркнул премьер.

На слова премьера первым отреагировал депутат от бывшей правящей, а ныне главной оппозиционной партии «Единое национальное движение» Акакий Минашвили.

«Все наши партнеры и друзья, которые годами помогают нам в борьбе за восстановление территориальной целостности, за наш суверенитет, за наше единство, все они на стороне Запада и, в частности, Европы. Ну, а мы вдруг оказались на стороне нашего врага, оккупанта наших территорий. На самом деле это очень печальный сигнал для той же Европы, так как в решающие моменты мы поддерживаем не тех, кто поддерживает нас, а тех, кто нас запугивает», – резюмировал Минашвили.

В свою очередь, ничего страшного в заявлении Гарибашвили не видят представители правящей коалиции «Грузинская мечта». Так, глава парламентского комитета по экономической политике Зураб Ткемаладзе заявил сегодня, что слова премьера никоим образом не навредят отношениям с Евросоюзом. Наоборот, европейские партнеры, по словам Ткемаладзе, приветствуют подобный прагматизм грузинских властей.

В отличие от депутата, никакого намека на политический прагматизм в заявлении премьер-министра Гарибашвили не обнаружила соучредитель грузинской Ассоциации реформ GRASS, политолог Элене Хоштария. Вот что она сказала в комментарии «Эху Кавказа»:

«Прагматизм – это ориентированность на определенный результат. Но у нас почему-то под прагматизмом подразумевается ущерб национальным интересам. Мы надеемся умиротворить Россию. Когда, например, тот же Лавров говорит, что Россия не допустит баз НАТО в Грузии, то мы говорим, что инфраструктуры НАТО здесь не будет. Когда они говорят, что отреагируют на санкции, то мы говорим: да нет, не будет никаких санкций. То есть мы практически оправдываем расчет России: запугивание работает и работает достаточно эффективно в отношении Грузии. Это очень опасный подход в отношениях с Россией».

Хоштария назвала неправильными и слова Гарибашвили об эмбарго, которое было введено Россией против Грузии в период правления «Нацдвижения». Сегодня премьер-министр заявил, что эмбарго было введено «из-за необдуманной политики» прежнего руководства страны. Таким образом, по словам Элене Хоштария, премьер, по сути, возложил вину за него на грузинскую сторону, в то время как оно было признано многими странами как нелегальный акт России против Грузии.