Тбилисский городской суд сегодня принял в делопроизводство иск бизнесмена Кибара Халваши против грузинской оппозиционной телекомпании «Рустави 2». Несколько дней назад Халваши – бывший совладелец телекомпании, заявил, что намерен вернуть свою долю, после чего суд наложил арест на все имущество «Рустави 2». Нынешние владельцы оппозиционного телеканала, которые считают, что за всеми этими процессами стоят грузинские власти, теперь готовятся к первым судебным слушаниям.
Судебный процесс вокруг крупнейшей грузинской телекомпании «Рустави 2» обещает быть громким и затяжным. Сегодня утром в Тбилисском городском суде подтвердили, что по иску бизнесмена Кибара Халваши начинается разбирательство. Напомню, Халваши был совладельцем «Рустави 2» с 2004 года и считался приближенным к правящей команде лицом. Он дружил с экс-министром обороны Ираклием Окруашвили. Однако уже в 2006 году, как утверждает сам истец, бывшие власти страны в лице «Единого национального движения» вынудили его отказаться от своей доли после того, как Окруашвили впал в немилость к Михаилу Саакашвили.
Когда состоятся первые слушания по громкому делу – пока неизвестно. Тем не менее сторону ответчика, то есть нынешних владельцев телекомпании «Рустави 2», сегодня ознакомили с содержанием иска. Юрист телекомпании Тамта Мурадашвили назвала этот документ «смехотворным»:
Your browser doesn’t support HTML5
«Этот иск состоит из двух частей. Первая часть касается авторских прав. Истец Кибар Халваши утверждает, что он является автором логотипа телеканала, а также автором трех проектов, выходивших в эфир в разное время. Это реалити-шоу «Последний герой», «Джеобар» и «Форт Боярд». За использование логотипов и проектов Халваши требует заплатить ему 500 тысяч долларов. Эти претензии смешны, так как логотип канала составляла группа наших дизайнеров с участием отдела маркетинга. Что касается реалити-шоу, то это зарубежные проекты, которые были показаны в эфире множества телекомпаний по всему миру. Мы приобрели лицензию на съемки и показ «Форта Боярд» у французов, а на «Джеобар» - у шведов. То есть Кибар Халваши не может считаться автором этих проектов».
Что касается второй части иска, то в ней истец рассказывает, что его вынудили отказаться от своей доли во владении телекомпанией, говорит Мурадашвили и приводит доказательства в виде копий договоров о купле-продаже.
Между тем именно вторая часть иска и отражает главную претензию Кибара Халваши. Ни одна из сторон не отрицает того, что основная борьба разгорится не за авторские права на логотип, а за владение всем телеканалом. Адвокаты истца утверждают, что к 2006 году Халваши контролировал почти сто процентов акций телекомпании. В случае если суд признает его правоту, то бизнесмен может заполучить львиную долю в управлении «Рустави 2». Таким образом, у главного оппозиционного телевизионного ресурса страны, по сути, сменится владелец.
Нынешние владельцы телекомпании активность Кибара Халваши связывают с желанием властей прибрать оппозиционный канал к рукам. Они указывают и на то, что в суд Халваши обратился именно после того, как телекомпания провела в ряде регионов страны выездные концерты, собрав в каждом городе десятки тысяч людей. Тогда же в социальных сетях появился растиражированный термин «революция концертов». Сами представители власти, которые часто подвергают критике канал «Рустави 2», утверждают, что не имеют никакого отношения к тяжбе вокруг телеканала. Так, депутат от правящей «Грузинской мечты» Ани Миротадзе подобные обвинения в адрес властей считает «инсинуациями»:
«Мы в это дело не вмешиваемся. Скажу больше: конец любой власти начинается тогда, когда власть пытается какими-либо способами, будь то применение силы или другие методы, помешать деятельности того или иного телеканала, остановить его работу, сменить его направление и так далее», – заявила сегодня Миротадзе.
Тем не менее обвинения в адрес властей продолжают звучать не только из уст владельцев телекомпании, но и со стороны представителей бывшей правящей партии «Единое национальное движение». Кстати, в Грузии многие считают, что «Рустави 2» отстаивает интересы именно этой партии.
В том, что дело может быть политизировано, не сомневаются и некоторые представители неправительственного сектора. Вот что сказала в комментарии грузинской службе Радио Свобода глава Ассоциации молодых юристов Грузии Ани Нацвлишвили:
«Так как дело касается «Рустави 2», который является самым рейтинговым критически настроенным к правительству телеканалом, то естественно, что у этой тяжбы имеется не только правовой, но и политический подтекст».
Между тем в этот спор могут вступить и новые действующие лица. Сегодня стало известно, что вернуть свою долю во владении телекомпанией намерены еще двое бывших совладельцев – Давид Двали и Джарджи Акимидзе. Они утверждают, что бывшие власти вынудили их продать свои доли. Стоит отметить, что свою долю они продали как раз Кибару Халваши, а потому не исключено, что бизнесмену придется еще и выступить в роли ответчика. Всего, напомню, с 2004-го по 2012-й годы телекомпания «Рустави 2» сменила около двадцати владельцев.