В Южной Осетии ищут виновников дефицита ГСМ

В Южной Осетии вновь ищут виновников возникновения дефицита ГСМ в республике. За литр бензина теперь придется заплатить от 37 до 39 рублей вместо прежних 33

В Южной Осетии выросла цена на горюче-смазочные материалы. За литр бензина придется заплатить от 37 до 39 рублей вместо прежних 33. Правительство обещало, что на государственной автозаправке цена останется прежней, однако сегодня она была и вовсе закрыта.

В Южной Осетии вновь ищут виновников возникновения дефицита ГСМ в республике. Бензин марок АИ-95 и АИ-93 на частных автозаправках в Цхинвале стоит 39 и 37 рублей соответственно. Директор официального импортера нефтепродуктов – госпредприятия «Югосетнефтепродукт» Владимир Тигиев объяснил происходящее ростом цен на бензин в России. Министр экономического развития Вильям Дзагоев указал на огромную задолженность со стороны различных ведомств перед «Югосетнефтепродуктом», из-за чего у последнего просто иссякли оборотные средства. Правительство пообещало, что на государственной автозаправке бензин по-прежнему будет стоить 33 рубля.

Югоосетинский политик Роланд Келехсаев говорит, что бензина на единственной государственной автозаправочной станции нет вовсе, поэтому автовладельцы вынуждены покупать его у частников:

Your browser doesn’t support HTML5

В Южной Осетии ищут виновников дефицита ГСМ

«Веских причин повышения цен на бензин нет. Южная Осетия получает квоту из России. Это зафиксировано в межгосударственном соглашении, потому странно, что сегодня в Цхинвале за литр бензина частники просят 38 рублей, но его тоже нет. В республике работает только одна государственная автозаправка – та, что возле нефтебазы. Все остальное – это частные предприятия, они составляют более 90%. Государственное предприятие не в состоянии охватить весь рынок. Ранее ставился вопрос о передаче доли квоты частникам. Тогда стороны договорились, и частники тоже стали завозить ГСМ по льготным ценам. Тогда стоимость была одинаковой что на госоавтозаправке, что у частников. Сейчас ситуация меняется. Необходимо вмешательство правительства для урегулирования сложившейся проблемы. Монополисты сейчас на рынке ГСМ – частники, у них есть средства, автотранспорт, крупные поставщики. Государственная автозаправочная станция реализует ГСМ госпредприятиям. Учитывая, что государственные учреждения задолжали и не перечисляют вовремя деньги за потребленные ГСМ, возникает дефицит у государственной автозаправки, она не может без денег заказать бензин. Поэтому само правительство должно решать этот вопрос».

Сообщается, что большинство ведомств уже расплатились за долги и ситуация стабилизируется. Впрочем, по словам министра экономического развития Вильяма Дзагоева, из-за сбоев в механизмах предоплаты на это уйдет 10 дней.

Перекладывая импорт нефтепродуктов на государственное предприятие, предполагалось упорядочить рынок. В марте 2012 года бывший руководитель аппарата правительства Южной Осетии Олег Гаглоев пояснял, что наличие официального импортера поможет решить следующие проблемы:

«Во-первых, насытить внутренний рынок топливом высокого качества по цене, не превышающей среднюю российскую. Во-вторых, приступить к формированию системы энергетической безопасности республики в части, касающейся стратегического запаса нефтепродукта. В-третьих, установить цивилизованные правила на рынке нефтепродуктов и прекратить злоупотребления со стороны спекулянтов».

Однако все это, по мнению югоосетинских экспертов, так и осталось благими пожеланиями, так как в Южной Осетии до сих пор нет четкой системы распределения ГСМ.

По словам югоосетинского политика Роланда Келехсаева, перед правительством надо поставить конкретный вопрос:

«Я не понимаю, почему квоту нельзя разделить между частными предприятиями. Сейчас началась уборочная страда и опять нехватка ГСМ. Удорожание бензина скажется на дороговизне пшеницы, урожая», – говорит Роланд Келехсаев.

Вопросы ценообразования ГСМ находятся в компетенции вице-премьера Алана Техова. Повышение цен на горюче-смазочные материалы – прерогатива Министерства экономического развития, говорит вице-спикер парламента от фракции «Единство народа», председатель комитета по промышленности, транспорту и сельскому хозяйству Руслан Тедеев:

«Без согласования с этим министерством цену на бензин не повысили бы, по закону нельзя этого делать. Должно быть согласовано с Минэкономразвития и подразделением по ценообразованию – эти вопросы регулируют они. Моя машина заправляется соляркой, цены на солярку не изменились. Она стоит от 30 до 32 рублей за литр. Особых очередей на автозаправках за бензином я не вижу. Очередей на бензин нет. Но когда дефицит есть, частники сразу поднимают цену».

По информации моих источников, многие югоосетинские чиновники аффилированы с предпринимателями, зарабатывающими на ГСМ, а значит, от роста цен на топливо выигрывают и они.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия