Мы продолжаем следить за делом Дмитрия Калоева – российского гражданина, похищенного 18 июня югоосетинскими силовиками на территории Российской Федерации в городе Владикавказ. По заявлению его матери – правозащитницы Фатимы Маргиевой, представляющей интересы сына, следствие до сих пор не представило защите материалы дела и не разрешает видеться с подзащитным.
Югоосетинская милиция попыталась нивелировать скандал с похищением громким заявлением, что Дмитрий Калоев задержан по подозрению в убийстве своего родственника Алана Маргиева, хотя тело последнего еще не было найдено. На суде Дмитрий заявил, что его побоями принудили к даче показаний против себя, но суд не принял во внимание синяки на лице подозреваемого и приговорил его к двум месяцам содержания под стражей. Через восемь дней обвинение в убийстве отпало – тело Маргиева было обнаружено в реке Лиахва на территории Грузии и передано югоосетинской стороне. Согласно выводам судмедэкспертизы, он умер ненасильственной смертью. Тогда следствие выдвинуло новое обвинение – оставление человека в опасности.
Это не тяжкое преступление (до одного года лишения свободы), и не подразумевает содержание подозреваемого под стражей. Но только не в случае с Дмитрием Калоевым, дело которого стоит на особом контроле властей, убеждена мать обвиняемого правозащитница Фатима Маргиева. По ее словам, силовики просто не знают, как им выйти из тупика, в который они сами себя загнали. Дело в том, что Дмитрий не является гражданином Южной Осетии, он только российский гражданин, говорит Фатима Маргиева:
Your browser doesn’t support HTML5
«Мой сын является только гражданином России. Югоосетинское гражданство он потерял еще во времена Кокойты (когда преследовалась семья Маргиевой). Наша Генпрокуратура это прекрасно знает – они делали запрос в паспортный стол. Там им сообщили, что никаких данных на Дмитрия у них нет. Тем не менее Генпрокуратура проинформировала российское консульство в Южной Осетии, что Дмитрий имеет второе – югоосетинское гражданство».
Фатима Маргиева объясняет, в чем тут дело. Без второго – югоосетинского гражданства история с похищением выглядит уж совсем дико: исчезают последние оправдания силовиков по поводу совершенного ими преступления против Российской Федерации – похищения ее гражданина на ее же территории. По утверждениям Маргиевой, есть и другой резон в заявлениях Генпрокуратуры о втором гражданстве Калоева. Российские дипломаты в Южной Осетии, где большинство имеют двойное гражданство, избрали для себя такую модель поведения: если обращающийся с жалобой на местные власти человек имеет наряду с российским и югоосетинское гражданство, то они не берут его под свою защиту. Говорит Фатима Маргиева:
«Фактически получается, что ты второсортный гражданин. Я, как правозащитник, много общаюсь с женщинами, которые сами или их дети пострадали от судебной системы, от прокуратуры или МВД. Я часто слышу от них: «Наши бесчинствуют, а Россия отказывается нас защищать. Куда нам обращаться? В европейские структуры нельзя, скажут, что предатель, подставляешь Россию. Единственный выход – отказаться от югоосетинского гражданства. Причем это говорят коренные жители Южной Осетии, которые выстояли здесь все эти 20 лет конфликта. Теперь они поставлены перед такой проблемой, когда югоосетинское гражданство не позволяет им быть защищенными Россией, гражданство которой они тоже имеют».
Фатима Маргиева говорит, что пыталась доказать сотрудникам консульства, что ее сын не является гражданином Южной Осетии. Для этого она обратилась в паспортный стол за справкой:
«Пришла в паспортный стол, показала доверенность от моего сына. Попросила выдать мне справку о том, где прописан мой сын, является ли он гражданином республики. Начальник паспортного стола, видимо, опасаясь реакции вышестоящего начальства, завил мне, что я должна написать заявление на имя министра внутренних дел. То есть даже на такой пустяковый запрос только министр может ответить. Вы можете себе представить, чтобы в каком-нибудь российском городе гражданин зашел в паспортный стол за справкой, а его бы отправили к министру внутренних дел России?!»
Фатима Маргиева представляет интересы сына на основании доверенности. Это означает, что она имеет право на доступ к материалам дела, свидания со своим доверителем. Дмитрий Калоев под следствием уже 55 дней. За все это время, говорит Маргиева, ни ее, ни адвоката не ознакомили с материалами дела, не дают видеться с обвиняемым. Фактически Дмитрий находится в полной изоляции, ему не доступна полноценная юридическая помощь.
Фатима Маргиева направила обращение к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с требованием обратить внимание на пассивность дипломатического корпуса в деле защиты интересов российских граждан на территории Южной Осетии. Она отправила письмо и депутату Государственной думы и члену Государственного совета Российской Федерации Владимиру Жириновскому с просьбой вмешаться в дело о похищении российского гражданина. По словам Маргиевой, лидер ЛДПР ответил, что намерен прислать своего представителя, чтобы разобраться в ситуации.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия