В руководстве Грузии не могут прийти к единому мнению о том, кто должен представлять страну на Генассамблее ООН в Нью-Йорке, которая намечена на конец сентября. Сегодня советник главы государства по международным вопросам Тенгиз Пхаладзе заявил, что президент Георгий Маргвелашвили не прочь отправиться в США и выступить с трибуны ООН. В то же время известно, что туда же собирается и премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили. Ранее в грузинском внешнеполитическом ведомстве сообщили, что именно глава правительства обратится с речью к участникам саммита.
Чем меньше времени остается до начала семидесятой сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, тем острее становятся внутриполитические прения в Тбилиси. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили и премьер-министр Ираклий Гарибашвили не намерены уступать друг другу возможность предстать перед мировыми лидерами на очередном собрании ГА ООН. Но дело в том, что выступить с речью с этой международной трибуны может только один представитель государства. Тем не менее чемоданы пакуют оба – и президент, и премьер.
Скандал начался два дня назад, когда в грузинском МИДе сообщили, что правительство приняло решение командировать на саммит в Нью-Йорк премьер-министра Гарибашвили. В администрации президента отреагировали незамедлительно и обвинили Министерство иностранных дел в том, что оно якобы скрыло приглашение на имя главы государства от адресата. Тогда же советник президента Тенгиз Пхаладзе пообещал в скором времени «разобраться в ситуации» и ответить на вопрос, поедет ли Георгий Маргвелашвили в Нью-Йорк. Сегодня на специальном брифинге в администрации главы государства Пхаладзе заявил:
Your browser doesn’t support HTML5
«Обществу известно, что 29 сентября в Нью-Йорке проводится дискуссия высокого уровня, которая посвящена будущему Восточной Европы и усилению роли женщин. Президент уже подтвердил свое участие. Хочу напомнить, что президент является единственным высшим должностным лицом, которое избирается общим народным голосованием. И потому, поскольку его визит в Нью-Йорк совпадает с началом Генассамблеи ООН, было бы хорошо, если бы ему дали возможность выступить с речью на этом собрании. К сожалению, нашу позицию пока не разделяют наши соратники. Однако до начала дебатов в ООН остается почти месяц, и было бы хорошо, если бы, исходя из интересов страны, эту позицию разделили (в правительстве)», – заявил Пхаладзе.
Члены кабинета министров во главе с премьером Гарибашвили пока не делали каких-либо комментариев в связи с выступлением советника президента. Зато на решение главы государства отозвались в парламенте. Депутат от правящей «Грузинской мечты» Георгий Вольский заявил журналистам, что «протокол допускает визит президента на Генассамблею ООН, однако в этом нет острой необходимости»:
«Выступление того же канцлера Германии, скажем, более важно, чем выступление президента Германии, хотя он не менее уважаем и не менее значим. Но при этом выступление канцлера более весомо, в нем больше потребности», – привел пример Вольский и заявил, что грузинское руководство оказалось в аналогичной ситуации. В то же время в парламенте вновь подтвердили, что в аппарате премьер-министра готовится визит в Нью-Йорк и никаких изменений пока не предвидится.
Подобное перетягивание одеяла между премьером и президентом вредит имиджу грузинского государства, считает грузинский политолог Хатуна Лагазидзе. В комментарии «Эху Кавказа» она посетовала, что за спорами между Маргвелашвили и Гарибашвили о том, кто и куда должен ехать, приходится наблюдать уже второй год. Еще хуже, что за этим наблюдают и за рубежом, говорит Лагазидзе:
«На нас, к сожалению, смотрят, как на несерьезную страну, как на несерьезное правительство. И это вредит не только нашему имиджу, но и нашим отношениям с западными партнерами. К сожалению, я уже не вижу выхода из этой ситуации, наверное, что-то может проясниться только после парламентских выборов 2016 года. Новый парламент выберет новое правительство, и тогда, может быть, можно будет ожидать, что отношения между президентом и новым премьер-министром улучшатся», – сказала политолог.