Последние полгода в Абхазии отмечены прямо-таки взрывом партийной жизни. Общественные и политические движения заявляют о своих политических амбициях, проводят встречи с общественностью, брифинги и пресс-конференции. Однако не сказать, что на политическую арену выходят новые люди с новыми идеями – идет перегруппировка сил отставных чиновников и завершающих плановый срок своего нахождения в парламенте депутатов.
Я не буду писать о программах партий, их целях и задачах – у всех партий (существующих и создающихся) шаблонные уставы. Все говорят стандартные фразы об экономическом развитии, признании независимости, манипулируют сознанием общества, вбрасывая патриотические лозунги и выражая заботу о здоровье, образовании, материальном уровне народа, социальном равноправии и правах человека. Различаются все политические силы только громкими названиями и до усталости знакомыми именами лидеров, которых ведут к власти.
Я о другом. Зачем это все нужно?
Существующий закон о партиях гласит, что для создания партии необходимо сформировать ячейки как минимум в пяти районах страны, а численность членов партии, разделяющих устав, цели и задачи, должна составлять не менее чем 2500 человек. На сегодняшний день в Минюсте Абхазии уже числится пять партий – Народная партия Абхазии, Единая Абхазия, Форум народного единства, «Амцахара» и Коммунистическая партия. Если предполагать, что закон соблюдался хотя бы при регистрации этих партий, то это как минимум 12 500 человек.
Your browser doesn’t support HTML5
А представьте себе: сегодня претендуют стать партиями (а ведь еще не вечер!) еще шесть общественно-политических организаций. То есть всем этим политическим движениям, чтобы всего лишь быть зарегистрированными, надо набрать под свои знамена еще 15 тысяч человек. Вместе с теми, над кем уже давно реют партийные полотнища, уже 27 тысяч 500 граждан страны. То есть теоретически каждый седьмой гражданин до конца текущего года должен стать членом партии.
А ведь еще надо вычесть несовершеннолетних. Согласно закону о политических партиях и движениях, в партию не могут вступать люди, не достигшие 18 лет. А это значит, что концентрация членов партии в абхазском обществе достигнет отметки «каждый четвертый» (вместе с людьми весьма преклонного возраста, долгожителями, психически больными, заключенными).
Есть еще один столь же логичный вопрос – о финансировании политических группировок. Никто из вождей, зазывающих народ под свои знамена, ни разу не огласил источники финансирования и реальные доходы. Членских взносов, на которые ссылаются партийные лидеры, не хватит даже на аренду залов, в которых политики проводят встречи с общественностью, брифинги и пресс-конференции.
И вот я лично не удивлюсь, если в один прекрасный день вдруг станет известно о едином источнике финансирования этой чрезвычайной политической активности в Абхазии.
Формула «разделяй и властвуй» остается актуальной.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции