ПРАГА---На сайте Майкопской епархии Русской православной церкви появился очередной указ о запрете в служении на три года части клириков Священной митрополии Абхазии – архимандриту Дорофею (Дбар) и иеромонаху Андрею (Ампар). Этот документ мы попросили прокомментировать самого отца Дорофея, возглавляющего митрополию.
Дэмис Поландов: Отец Дорофей, стало известно о том, что Русская православная церковь, точнее Майкопская епархия, продлила на три года запрет на служение вам и иеромонаху Андрею. Насколько я понимаю, РПЦ решила не поднимать вопрос об извержении из сана, хотя об этом как раз просили отец Виссарион и священники, которые его поддерживают. Вы могли бы прокомментировать это решение Русской православной церкви?
Архимандрит Дорофей: Как можно принимать решение (неважно, это будет запрет на год, на три года или продление) в отношении клирика, который со дня своего рукоположения и получения отпускной грамоты вообще не находится в границах Майкопской епархии, не служил ни в одном приходе, храме или монастыре Майкопской епархии? После рукоположения я находился все время здесь, в Абхазии. Конечно, это вопиющее антиканоническое действие. Вы-то знаете, я знаю, допустим, абхазская слушающая или читающая публика хорошо представляет, но большинство людей, которые это читают, думают, что вот майкопский указ в отношении заштатного клирика архимандрита Дорофея, иеромонаха Андрея и так далее. Они думают, что мы находимся где-то там, в Майкопе и чиним все время там раскол, и противимся епископу Майкопскому. Какое отношение имеет епископ Майкопский к территории Абхазии? Никакого. Они не могут по определению, априори, исходя из канонического права, иметь силу здесь, на территории Абхазии.
Your browser doesn’t support HTML5
Мы в свое время, после первого запрещения, просили церковного суда. Подали апелляцию, официально обратились к российскому Патриарху. Церковный суд, как вы знаете, не состоялся, и он никогда не состоится в силу того, что у нас на руках есть весь пакет документов, который ставит в очень сложное положение епископа Майкопского (нынешнего и его предшественника) и Московскую Патриархию. Потому что, исходя из всех этих документов, получается, что не мы с отцом Андреем нарушаем церковные каноны и правила, а они нарушают их из года в год.
Разумеется, мы понимали, что будут какие-то дальнейшие действия и, как вы совершенно правильно заметили, мы тоже ждали извержения священного сана. Но для нас это никакой роли не играет, в силу того, что в 2004 году я, отец Андрей и еще два клирика, служащих в Абхазии, – отец Иоанн (Свинухов) и отец Игнатий (Киут), были срочным образом вызваны в Майкоп, где нам выдали отпускные грамоты, в которых было написано: выдается такому-то клирику, выводится за штат Майкопской епархии с правом перехода в любую епархию. Мы получили эти документы на руки, причем задним числом – они были оформлены в 2012 году, потому что наша активная деятельность на территории Абхазии тогда, как и сегодня, вызывала раздражение у представителей Грузинской православной церкви. Они поставили требование перед представителями Московской патриархии о том, что если такого рода действия не будут приняты в отношении нас, то у них будут проблемы на высшем православном уровне.
Дэмис Поландов: Скажите, пожалуйста, что это значит? Вам дали отпускную грамоту, это значит, что вы, в принципе, больше не подчиняетесь епископу Майкопа?
Архимандрит Дорофей: Вы абсолютно правы. Нам эти грамоты выдали для того, чтобы сказать представителям Грузинской патриархии, что, дескать, да, они были у нас рукоположены, но мы им выдали грамоты с правом перехода в другую епархию, и где они, мы не знаем. То есть простое решение вопроса. Честно сказать, тогда нам было очень обидно, что от нас так быстро избавились в Майкопской епархии. То есть, как только появились проблемы, от нас просто избавились. Именно с этой отпускной грамотой я и стал клириком одной из митрополий епархии Греческой (или Элладской) православной церкви в 2007 году. Таким образом, если до этого я не был ни в одной епархии в силу того, что в Абхазии нет епископа и некому было нас принимать здесь, то с 2007 года и по сей день я остаюсь клириком Элладской православной церкви, если быть точнее, Гуменисской митрополии. То есть никакого отношения к Майкопской епархии мы не имеем. То же самое касается и отца Андрея. Просто отец Андрей не мог вступить в другую епархию в силу вообще отсутствия этого понятия на территории Абхазии. Хочу добавить небольшую деталь. Когда Майкопская епархия, точнее, люди, которые за ней стоят в Московской патриархии, поняли эту ошибку, они уничтожили в архиве первые документы, которые нам выдали, и опубликовали на сайте новые документы, в которых было вписано одно уточнение – «с правом перехода в любую епархию Русской православной церкви». Это уточнение отсутствует в первом документе. Разумеется, в этом вся загвоздка.
Дэмис Поландов: А у вас есть оригинал, который вам выдали?
Архимандрит Дорофей: Конечно, этот оригинал у меня есть, и он (с заверенной печатью, переводами и так далее) находится в моей Греческой митрополии, потому что люди не могли меня при отсутствии документов принять официально в качестве клирика. На основании этого документа, то есть отпускной грамоты, греческий митрополит, у которого я находился все эти годы, представители Вселенской патриархии не признают ни первого запрета, ни второго, ни ныне продленного запрета на три года.
Дэмис Поландов: Отец Дорофей, не пыталась ли Грузинская церковь точно так же, как в случае с Русской православной церковью, каким-то образом связаться с вашим епископом, митрополитом именно в Элладской церкви? Пыталась ли она решить этот вопрос, потому что вы же все равно находитесь и служите на территории Абхазии?
Архимандрит Дорофей: Вы совершенно точно подметили этот момент, потому что, например, мой греческий митрополит всегда так и говорит: «Человек приехал учиться в Грецию, будучи священником, из Абхазии, то есть он ко мне не приехал из какой-либо епархии Русской православной церкви. А поскольку Абхазию де-юре (де-факто, понятно наше положение – мы не имеем никаких отношений с Грузией), включая Русскую православную церковью, признают частью Грузинской церкви. Я бы еще мог понять, если бы ко мне поступали письма и претензии со стороны Грузинской патриархии. По крайней мере юридически или, говоря церковным языком, канонически я мог бы это понять, но этого с 2011 года не было». Все претензии исходят от Майкопской епархии либо от Русской православной церкви. Десяток этих писем приходило к моему митрополиту и во Вселенскую патриархию. Все это происходит (и сейчас этот запрет продлен), потому что у Московской патриархии нет никаких способов решения абхазского церковного вопроса, поэтому все это нужно все время затягивать.
То есть, когда нас запрещали в 2011 году, думали, что в течение года будет видно, может быть, политическая власть изменится в Абхазии, какие-то обстоятельства, нас выгонят из Афона и так далее. Потом, видя, что ничего не происходит, продлили еще на три года – может, в течение трех лет что-то произойдет глобальное, что в некотором смысле сделает шаткими наши позиции, и тогда они продолжат другие свои действия. И сейчас происходит то же самое. Они побоялись пойти на извержение из сана, понимая, что это ничего не даст. Мы хорошо знаем, что и митрополит Илларион был во Вселенской патриархии, наверняка на этой встрече поднимались вопросы, касающиеся в данном случае возможной абхазской церковной территории и меня, в частности. И наверняка он получил соответствующий ответ, что даже если будет извержение из сана, оно не будет признано.
Этот ответ был озвучен моим митрополитом в официальном письме к отцу Виссариону, в Московскую патриархию. Слава Богу, все эти письма существуют, переведены, отправлены, официально опубликованы. В них говорится о том, что нет никаких канонических оснований для запрещения деятельности, в данном случае меня, архимандрита Дорофея (Дбар), поэтому это не будет признаваться. Понимая, что если они пойдут на извержение из сана, это им ничего не даст, они просто в очередной раз продлили на три года, и даже не посчитали особо нужным нам позвонить, сообщить или письменно официально предоставить нам бумаги, в силу того, что они понимают, что это никакой силы не имеет и это (прошу прощения за слово) просто фикция. Честно признаться, я все-таки полагал, что, может быть, представители Московской патриархии немного одумаются и поймут, что подобного рода действия ничего не дадут.
Еще раз повторю, что все это происходит по причине того, что мы делали с 2011 года и последующих наших действий – встречи с Вселенским патриархом и других встреч, итогов этих встреч и так далее, с тех заявлений и обращений, которые мы делали все эти годы, исходя из нашей позиции. Представители Русской церкви понимали, что мы находимся на том единственном пути, где будет решен абхазский церковный вопрос. Они всячески стараются помешать нам в этом. Поэтому молчание представителей Грузинской церкви в этом вопросе (как позитивном, так и в негативном плане) означает, что они тоже понимают, что руками Московской патриархии могут задушить это начинание Священной митрополии Абхазии, которое рано или поздно приведет к решению абхазского церковного вопроса. Если бы это было не так, я думаю, что нас не запрещали бы и не мешали президенту Абхазии (будь то Анкваб или нынешний) обратиться с письмом к представителям Вселенской патриархии для решения этого вопроса. Вот в чем кроется суть этой проблемы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия