Лари пробил историческое дно

Сегодня курс лари по отношению к доллару упал ниже исторического минимума 1998 года

Сегодня курс грузинской национальной валюты на бирже опускался до исторического минимума – сделки совершались по цене 2 лари 45 тетри за один доллар. Правительство и Нацбанк пытаются успокоить население и просят граждан и бизнес не поддаваться панике и не создавать ажиотаж на валютном рынке. Эксперты, между тем, предупреждают о возможном социальном взрыве, если власти не найдут способ остановить девальвацию.

Сегодня курс лари по отношению к доллару упал ниже исторического минимума 1998 года. На утреннем заседании правительства вице-премьер Георгий Квирикашвили попытался успокоить население заверениями, что для масштабной девальвации лари нет никаких оснований. Чиновник призвал бизнес и население не поддаваться панике:

«Могу заявить, что состояние внутренних макроэкономических показателей полностью компенсирует влияние внешних шоков. К примеру, с начала года до середины августа сокращение импорта компенсировало отток валютных резервов из страны, перекрыв недостаток валютных поступлений, вызванных сокращением денежных переводов из-за рубежа и падением экспорта. Добавьте к этому доходы от приватизации, которые с начала года составили 110 миллионов долларов. У нас есть все основания предполагать, что те игроки рынка, которые принимают участие в ажиотажных торгах, останутся в проигрыше. Совместно с Нацбанком мы проанализировали весь оборот средств за эти дни. То, что происходит сейчас, есть результат валютного ажиотажа на рынке», – подытожил вице-премьер.

Your browser doesn’t support HTML5

Лари пробил историческое дно

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили сегодня также призвал не поддаваться панике и не слушать заявления некоторых СМИ и политиков, пугающих население грядущим обвалом лари. А Георгий Квирикашвили добавил, что в данный момент «приоритетом является финансовая стабильность, а не экономический рост, поэтому в правительстве готовы к сокращению некоторых бюджетных параметров», – заявил вице-премьер.

Однако дальнейшие события дня показали тщетность этих призывов – лари продолжил падение, «просев» еще на 5 тетри. Днем сделки совершались по цене 2 лари 45 тетри за один доллар.

Экономический эксперт Роман Гоциридзе считает, что валютный кризис обусловлен промахами правительства и воздействием внешних шоков.

«Неспособность правительства предугадать изменения в мировой экономике привела к резкому сокращению валютных поступлений в страну. Только потери от сокращения экспорта за первые шесть месяцев превышают 400 миллионов долларов. В ответ власти не только не сократили бюджет, но и продолжили расточительную политику, направленную на рост бюрократического аппарата и выдачу субсидий по каждому поводу. К этому добавилась абсолютно безответственная травля Нацбанка, вместо разработки совместных антикризисных мер. В итоге население уже не доверяет ни правительству, ни Нацбанку. Создавшийся ажиотаж на рынке является именно результатом этого недоверия», – заявил эксперт.

Между тем сегодня сбить панику на рынке попытался и Нацбанк. Под конец дня вице-президент Нацбанка Арчил Мествиришвили заявил, что в целях разрядки ситуации ведомство тесно сотрудничает с правительством:

«Мы контактируем с правительством, в данный момент все вопросы по поводу монетарной политики, проводимой Нацбанком, сняты. Что касается фискальной политики, на протяжении года наблюдаются сбалансированные бюджетные траты. В этом вопросе мы до конца года не ожидаем негативного воздействия на лари».

Похвально, что противостояние между правительством и Нацбанком, судя по всему, отошло на второй план. Теперь важно, смогут ли они скоординированно предпринять какие-то действия по стабилизации финансового сектора. Иначе, как говорит экономический эксперт Мате Гардава, ситуация может закончиться социальным взрывом:

«Внешние факторы, безусловно, воздействуют на курс лари. Однако падение курса ниже исторического минимума в течение двух дней говорит об ажиотажном спросе на валютном рынке. И виной происходящему является наличие излишней массы лари в экономике. При сокращении роста ВВП более чем в два раза объем лари не должен оставаться на том же уровне. Нацбанк должен ужесточить монетарную политику и сократить денежную массу», – считает эксперт.