Сегодня российские пограничники задержали двоих жителей грузинского села Бершуети, расположенного у административной границы с Южной Осетией. Местные жители утверждают, что на этот раз все произошло на территории, подконтрольной грузинским властям. Этого не подтверждают, но и не опровергают в Тбилиси. В самом Бершуети усилены меры безопасности.
Жители села Бершуети Горийского района 75-летний пенсионер Мураз Джавахишвили и 41-летний Иванэ Сехниашвили сегодня спозаранку, как обычно, отправились пасти скот на окраину поселка. Спустя пару часов пастухи исчезли. Местные жители не скрывают: первой же их мыслью было то, что мужчин задержали российские пограничники. Других причин, по которым пропадают люди, здесь попросту нет, признается Манана, родственница задержанного пенсионера Мураза Джавахишвили.
«Увели их русские. Где они сейчас содержатся и в каком они состоянии, мы не знаем», – говорит Манана. При этом женщина утверждает, что пастухов похитили на территории, подконтрольной грузинским властям.
Дело в том, что пастбища, ранее принадлежавшие местным жителям, оказались на территории самопровозглашенной республики Южная Осетия. После того как российские пограничники начали процесс так называемой бордеризации – установления разделительных заграждений и баннеров, жители Бершуети пасут свой скот исключительно на территории поселка. Так, по их словам, безопаснее. Представитель гамгебели Горийского района в селе Бершуети Давид Церцвадзе тоже утверждает, что пастухи не переходили за оккупационную линию:
Your browser doesn’t support HTML5
«Их задержали на подконтрольной нам территории, на окраине села. Как только кто-то попадает в поле зрения российских пограничников, они просто переходят сюда и забирают его», – сказал Церцвадзе.
По его словам, к процессу освобождения задержанных уже подключены МВД Грузии и Миссия наблюдателей ЕС. Представитель муниципальной власти подтвердил и то, что переговоры с южноосетинской стороной уже ведутся.
В самом МВД пока никаких комментариев не делают. Тем не менее со слов жителей села Бершуети известно, что грузинская полиция усилила меры безопасности на территории, прилегающей к разделительной линии. В свою очередь, министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили сегодня пообещал, что задержанные скоро вернутся в свои дома:
«Раньше, во время правления прежних грузинских властей, задержанные оставались в заключении (в Южной Осетии) месяцами. Мы же добились того, что их освобождают уже через два-три дня. Я знаю, что наше МВД работает над этим вопросом, и уверен, что эти люди совсем скоро окажутся на свободе», – сказал Закареишвили.
При этом министр не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что грузинских пастухов задержали на территории, подконтрольной официальному Тбилиси.
Между тем именно Закареишвили ранее утверждал, что грузинским властям удалось «запереть оккупантов внутри оккупированных территорий», лишив их, таким образом, возможностей для маневров. Почти сразу после этого российский военный вертолет, вылетевший из Цхинвали, появился в воздушном пространстве над территорией, подконтрольной официальному Тбилиси, и высказывание Закареишвили тут же подвергли критике оппоненты грузинской власти.
Тем временем жители села Бершуети признаются, что не чувствуют себя в безопасности. Местная жительница Луиза Циклаури рассказала сегодня грузинской службе Радио Свобода, что значительная часть их земельных угодий и пастбищ оказалась на оккупированной территории. Кроме того, за так называемыми пограничными баннерами остались несколько молелен и станция подачи поливной воды, рассказывает женщина:
«На наших участках они поставили свои трафареты (т.н. пограничные баннеры), и дальше мы пройти не можем. Канал с поливной водой устроен так, что надо перебираться на ту сторону, чтобы пустить по нему воду, но нас не пускают. Мы вообще не подходим к этим трафаретам. Если ты рядом с этими баннерами, то их не интересует, на этой ты стороне стоишь или на той, в любом случае могут задержать. Нельзя приближаться к баннерам ближе, чем на пятьдесят метров».
Жители Бершуети рассказывают, что со страхом ждут осени. Скоро начинается сезон рубки дров, а часть леса, куда крестьяне ходили за деревом, тоже оказалась за разделительной линией. В Бершуети признаются, что местные жители все равно добывают дрова, в том числе и на оккупированной территории, несмотря на угрозу быть задержанными. Другого выхода, по их словам, у них нет.