ПРАГА---Завтра в Цхинвали откроется выставка под названием «Отражение Европы», приуроченная к годовщине признания независимости самопровозглашенной республики Южная Осетия со стороны России. На ней будут представлены работы художников, пятый год принимающих участие в Днях осетинской культуры в Европе. Мы поговорили с куратором проекта и руководителем некоммерческой организации Renaissance Sandidzan («Возрождение») Родионом Пухаевым об осетинском взгляде на Европу.
Нана Плиева: Именно ваша организация, вы инициировали эти поездки пять лет назад. Заявлено, что целью является развитие культурных связей Осетии и Европы, вы выступили с инициативой возить осетинских художников в Европу, показывать им ее. Зачем? Какая она – Европа, увиденная осетинскими художниками?
Родион Пухаев: Зачем возить художников в Европу? Как известно, в Европе зарождались основные направления в изобразительном искусстве, и осетинские художники являются частью мирового художественного процесса. Мне кажется, что Европа, в свою очередь, дает всем художникам некое вдохновение. Осетинские художники конкурентоспособны во всем мире, поэтому нам есть что показать, и наши художники на самом деле пользуются популярностью, там с удовольствием смотрят на их работы. Поэтому и родилась такая идея. Что касается отражения Европы, то многие художники там, на пленэрах или мастер-классах, делали много европейских этюдов, мотивов. У нас родилась идея: почему бы нам не показать Европу глазами осетинских художников? В Москве в апреле уже прошла такая выставка. По мнению специалистов, это хорошая идея и работы понравились.
Your browser doesn’t support HTML5
Нана Плиева: Вы говорили о том, что осетинские художники конкурентоспособны, они интересны в Европе и Дни осетинской культуры в Европе проходят уже пятый год. С их работами уже познакомились жители Брюсселя, Парижа, Рима, других городов. А чем, на ваш взгляд, они интересны европейцам?
Родион Пухаев: Во-первых, они очень самобытные, с академическим образованием. То есть в Европе много людей себя считают художниками, которые в реальности рисовать не умеют. Наши же художники – высокообразованные мастера, выпускники Репинской и Щукинской академий, то есть у нас большие мастера, и, наверное, фольклор и наши художники на самом деле являются конкурентоспособными. Такой конкурентоспособностью не могут похвастаться эстрада и другие направления в искусстве. Показателем того, что я сказал, является выставка в Голландии, на которой ко мне подошел один музейный работник, с которым я был знаком, и он меня долго благодарил: «Благодаря вам, мои глаза получили истинное удовольствие и мой ум радовался». Это дорогого стоит.
Нана Плиева: А кто из участников, на ваш взгляд, был самым ярким и интересным для европейского зрителя?
Родион Пухаев: Академик Шалва Бедоев, его работы везде пользуются большой популярностью, Магрез Келехсаев, Ахсар Есенов… Я бы не хотел выделять кого-либо, но, само собой, наши мэтры традиционно ведут за собой всех.
Нана Плиева: Сейчас в России очень силен антизападный дискурс, риторика. Очень часто в СМИ в последнее время говорят о том, что Запад разлагается, там Гейропа, оттуда нечего взять и там нечему учиться. А вы говорите про культурные истоки, возрождение… Как это все совместить?
Родион Пухаев: Я вам могу сказать, что на Западе говорят то же самое о России, то есть здесь, в России, нет никакого эксклюзива в этом плане. Россию тоже очень сильно демонизируют, и зачастую необоснованно. Я думаю, что это из другой области. Наша задача маленькая: мы хотим показать Осетию, ее плюсы, никаких других целей мы не преследуем.
Нана Плиева: Вы живете в Голландии, насколько я знаю. Вы хорошо знаете Европу. Как вы считаете, осетины принадлежат к этому культурному пространству, разделяют эти ценности?
Родион Пухаев: Мне кажется, что вообще осетины очень толерантный народ и они, в принципе, везде находят свою определенную нишу. Я думаю, что мы являемся носителями той же европейской культуры, то есть мы относимся к русскому миру. Мне кажется, что особых противоречий нет.
Нана Плиева: Были ли среди ваших участников художники из Южной Осетии?
Родион Пухаев: Конечно, у нас и из Южной Осетии, и из Северной Осетии, и осетины, которые проживают в Европе, участвовали в наших выставках. Я думаю, все, кто захочет, придут с удовольствием, потому что это интересная выставка.
Нана Плиева: Вы говорили, что культурный обмен обогащают, с одной стороны, осетинских художников, с другой - показывают некую национальную самобытность европейскому зрителю. Где бы вы сейчас, в этом году, хотели представить осетинскую культуру?
Родион Пухаев: В этом году у нас еще будет выставка в Люксембурге, правда, в узком формате. Сейчас мы ведем переговоры с разными городами и странами. На повестке и Австрия, и Германия. В этом году выставка «Отражение Европы» пройдет еще и во Владикавказе.
Нана Плиева: Насколько я знаю, в декабре...
Родион Пухаев: Да, в декабре. У нас много новых идей. Я думаю, что получится продолжение. Что касается духовного обогащения художников в Европе, то в Европе, конечно, нужно посмотреть музей Орсе и другие. Многие люди видели эти шедевры в каталогах и учебниках, и, мне кажется, посмотреть на все это своими глазами дорогого стоит. Европа традиционно является кузницей новых течений, направлений. Мы хотим, чтобы наши художники всегда были частью этого.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия