Программа официального визита генерального секретаря Североатлантического альянса в Грузию не ограничивалась лишь открытием центра обучения и оценки НАТО. Йенс Столтенберг с раннего утра проводил встречи с представителями грузинского руководства, продолжились они и после церемонии открытия центра. Так, из столичного района Крцаниси, где проходило мероприятие, генсек НАТО отправился в резиденцию президента Георгия Маргвелашвили. Кроме того, программа визита Столтенберга в течение дня претерпела изменение, дополнившись неофициальной и незапланированной встречей.
Сегодня днем генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг неожиданно изъявил желание встретиться с родителями Тамты Липартелиани. Эта неожиданная просьба, однако, ничуть не удивила принимающую сторону, и грузинские власти пообещали Столтенбергу организовать встречу.
Тамта Липартелиани – 23-летняя девушка, которая стала одной из жертв теракта на норвежском острове Утойя в 2011 году. Тамта и ее подруга Натия Чхетиани были единственными гражданами Грузии в норвежском молодежном лагере. В тот день, когда Андерс Брейвик открыл на острове беспорядочный огонь, Натии удалось избежать гибели, а вот Тамта не смогла спастись от пуль террориста.
Когда произошел теракт, нынешний генсек НАТО занимал пост главы норвежского правительства. Столтенберг, ранее не раз признававшийся, что воспринял трагедию близко к сердцу, сегодня вечером лично выразил соболезнования родителям погибшей девушки. Встреча с семьей Липартелиани состоялась незадолго до того, как Столтенберг покинул Грузию.
Your browser doesn’t support HTML5
До этого генсек НАТО в течение дня успел провести ряд встреч с первыми лицами страны, министрами и представителями законодательной власти. Сразу после завершения церемонии открытия центра обучения и оценки НАТО Йенс Столтенберг отправился в резиденцию президента Грузии Георгия Маргвелашвили. На этой встрече глава государства подчеркнул, что Грузия, несмотря на внешнее давление, упорно продолжает двигаться к своей цели – членству в Североатлантическом альянсе:
«20% территории нашей страны оккупированы, 10% населения являются беженцами в собственной стране, но, несмотря на это, мы активно работаем с нашими партнерами по НАТО. Более того, мы фактически являемся первыми «контрибьюторами» вооруженных сил среди стран-нечленов НАТО, которые включены в обеспечение глобальной безопасности», – то ли похвалился, то ли напомнил Столтенбергу Маргвелашвили.
После встречи с президентом генсек НАТО отправился в парламент Грузии, где пообщался со спикером Давидом Усупашвили, депутатами, а также представителями парламентской оппозиции. Как рассказал депутат от бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Георгий Барамидзе, оппозиционеры обсудили со Столтенбергом не только вопросы, касающиеся безопасности страны, но и «внутриполитическую ситуацию, проблемы демократии». Что касается представителей правящей коалиции, то их заявления были практически идентичные. Практически каждый министр, до которого добрались журналисты, и депутаты от большинства повторяли, что открывшийся в Грузии центр НАТО усилит безопасность страны.
С таким суждением согласен и грузинский военный аналитик Темур Чачанидзе:
«Во-первых, этот центр поможет освоить современные вооружения, современные технологии. Это самое главное, потому что военная наука постоянно развивается, она воплощает все новые технические достижения. Нам нужно постоянно изучать мировой опыт освоения военной техники, как и то, как используется эта техника в современных войнах и боевых операциях. Поэтому это для нас очень важно», – говорит Чачанидзе. По его словам, центр НАТО – уникальный объект, который будет максимально способствовать развитию и улучшению грузинской армии.
Однако эксперт не стал скрывать, что все это может не понравиться «северному соседу», который ранее не раз выражал недовольство по поводу открытия центра НАТО в Грузии. В Москве не раз указывали на то, что за центром обучения может скрываться самая настоящая база Североатлантического альянса. Однако Темур Чачанидзе утверждает, что это не так. Кроме того, по словам эксперта, это внутренне дело Грузии:
«Когда Россия открывает военные базы в Армении, там… в оккупированной Абхазии или Цхинвальском регионе, то она (Россия) тоже не спрашивает нас, нравится нам это или нет. Поэтому, я думаю, что это нормальный шаг нашего правительства», – говорит Чачанидзе.