«Ждем, любим и верим…»

Родные пропавших без вести югоосетинских граждан 30 августа еще раз напомнят обществу об этой проблеме. В киноконцертом зале «Чермен» откроется фотовыставка «Воспоминание длиною в жизнь»

30 августа в Цхинвале при поддержке миссии Международного комитета Красного Креста (МККК) будут отмечать День пропавших без вести. После августовской войны 2008 года таковыми числятся восемь югоосетинских граждан. Всего за время грузино-югоосетинского конфликта с 1989 года остается неизвестной судьба десятков жителей республики.

С 1989 года по сей день пропавшими без вести считаются свыше 150 югоосетинских граждан. В 2008 году этот список пополнился еще восемью именами. По словам руководителя комитета «Память и надежда», который все эти годы занимается поиском этих людей, Лидии Кудзиевой, семьи не теряют надежды узнать что-либо о своих близких:

«В Южной Осетии без вести пропавших – более 150 человек. 30 августа совместно с МККК отметим этот день. Он не является ни праздником, ни траурным днем, так как судьбу этих людей в течение 25 лет не смогли определить. И мы, и их семьи ждем, любим и верим из года в год… Нами ведутся розыскные мероприятия с помощью миссии генерала Лебедя. Мной проведена работа по ДНК-анализам, около 90 семей сдали кровь на ДНК. Проводим исследования костей, то есть фрагментов с разных захоронений».

Восьмой год не оставляют надежды прояснить судьбу своих близких родные Алана Хачирова, Алана Хугаева и Солтана Плиева. Известно, что молодые люди были похищены грузинскими силовиками 13 октября 2008 года в районе села Дван. Самому младшему из них – Алану Хачирову на тот момент было всего 15 лет. Позже родственникам пропавших без вести удалось получить видеозапись с мобильного телефона, на которой зафиксированы избиения и издевательства над молодыми людьми.

Your browser doesn’t support HTML5

«Ждем, любим и верим…»

После вмешательства комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга в 2009 году удалось установить, что 14 октября 2008 года миссия ОБСЕ зафиксировала задержание 13 октября грузинской стороной троих мужчин из Южной Осетии. Вопрос о судьбе Алана Хачирова, Алана Хугаева и Солтана Плиева неоднократно поднимался на Женевских дискуссиях.

Надежда на расследование громкого дела появилась после смены власти в Грузии. В июне 2013 года матери Хачирова, Хугаева и Плиева даже встречались в Тбилиси с бывшим генпрокурором Грузии Арчилом Кбилашвили, который пообещал им взять расследование под личный контроль. Впрочем, дело практически не продвинулось. За это время мать Алана Хачирова Венера Тибилова ушла из жизни, другие родственники пропавших без вести молодых людей продолжают жить в неведении.

Мать Солтана Плиева – Фаризат Плиева в разговоре со мной немногословна. Она говорит, что около двух месяцев назад на эргнетских встречах официальный Цхинвал вновь поднимал вопрос о судьбе Хачирова, Хугаева и Плиева:

«Нам отвечают: «Работаем, ищем»… Мы сидим и горюем. Слушаем друг друга и не находим себе утешения».

Председатель ассоциации женщин Южной Осетии «За демократию и защиту прав человека» Лира Козаева-Цховребова неоднократно пыталась узнать, что стало с Хачировым, Хугаевым и Плиевым. Она говорит, что правительству «Грузинской мечты» пришлось заново начать расследование этого дела:

«Через грузинских коллег, с которыми я встречаюсь на определенных встречах, мы всегда ставили и ставим вопрос о судьбе без вести пропавших. И ситуация, насколько меня информировали, после смены власти в Грузии, прихода к власти «Грузинской мечты» вся документация была утрачена, куда-то они исчезли. И следствие по поискам этих наших троих ребят без вести пропавших началось по новой. Родственников этих граждан вызывали даже в Генпрокуратуру Грузии и опрашивали, взяли с них свидетельские показания. Как утверждает грузинская сторона, идет следствие, но пока никаких утешительных данных нет. Я общалась с Томасом Хаммарбергом вместе с родственниками пропавших без вести во время его визита в Южную Осетию сравнительно недавно, в 2013 году. Опыт такой, что он пытается что-то сделать, но они кроме рекомендаций правительству и правоохранительным органам Грузии ничего не могут сделать».

Родные пропавших без вести югоосетинских граждан 30 августа еще раз напомнят обществу об этой проблеме, говорит представитель миссии МККК Марина Тедеты:

«В киноконцертом зале «Чермен» 30 августа откроется фотовыставка «Воспоминание длиною в жизнь». Экспозиция включает в себя 45 фотографий из одноименной книги, изданной в 2014 году. Это истории, рассказанные семьями о пропавших близких, о тех, кого родные ждут десятилетиями в надежде получить хоть какое-то известие об их судьбе», – говорит Марина Тедеты.

Узнать о мерах, предпринимаемых властями Южной Осетии по поиску пропавших без вести граждан, мне не удалось. Телефон уполномоченного по правам человека Инала Тасоева был выключен. А в пресс-службе МИД республики сотрудница ведомства Альбина Чехоева в резкой форме заявила мне, что «официальным лицам запрещено общаться с «Эхо Кавказа» до тех пор, пока вы пишите «Цхинвали».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия