Сегодня мое внимание привлекли два события, касающиеся сферы абхазской внешней политики. Посол Венесуэлы в Абхазии Хуан Висенте Паредес Торреальба (он является также послом в России и Белоруссии) вручил верительные грамоты президенту Абхазии Раулю Хаджимба. «Мы будем углублять наши отношения с Абхазией в экономической сфере, в области туризма, культуры и других», – заявил посол во время встречи.
Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба рассказал журналистам, что на встрече они обсудили внутреннюю ситуацию в обеих странах, а также перспективы взаимоотношений во всех областях, в том числе в области экономики. «На данный момент, – сказал Чирикба, – готовится подписание нескольких соглашений, которые еще больше скрепят наши народы, в частности соглашение об отмене визового режима между нашими странами».
Именно последний вопрос – об отмене визового режима – вынесло в заголовок одно из интернет-изданий, что в свою очередь вызвало иронические комментарии абхазских интернет-пользователей. «Конечно, это хороший политический шаг, рассуждает один из форумчан, – но интересно узнать, сколько жителей Абхазии посетило Венесуэлу после признания и сколько жителей Венесуэлы посетило Абхазию???))) Вопрос визы, наверное, очень остро стоит».
А вот в соседнюю Турцию из Абхазии действительно активно ездят, как и из Турции в Абхазию. Но в данном случае вопроса об отмене визового режима, разумеется, не стоит. Хотя бы из-за отсутствия дипломатических отношений между странами. Да и стоят визы в Турецкую Республику, получаемые по прибытии в нее, сущие гроши. (Жители Абхазии ездят туда по российским загранпаспортам.)
Your browser doesn’t support HTML5
Грузинская дипломатия на приезд венесуэльского посла в Сухум никак не отреагировала, поскольку с Каракасом у Тбилиси после 2009 года отношения разорваны. Но зато целый взрыв негодования вызвал вчерашний прием президентом Раулем Хаджимба делегации представителей провинции Коджаэли Турецкой Республики во главе с губернатором Ибрагимом Караосманоглу и главой администрации города Измит Невзатом Доганом.
С абхазской стороны во встрече принимали участие премьер-министр Артур Миквабия и парламентарий Тайфун Ардзинба (репатриант из Турции), с турецкой, кроме названных, – Хусейн Юзюлмез, Юнал Кекен, Исмаил Баран, Али Гайдар Булут, Мехмет Еллибеш, Хасан Аяз и другие, всего 35 человек.
В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества провинции Коджаэли с Абхазией в различных сферах. Ибрагим Караосманоглу поделился впечатлениями о поездке по районам Абхазии, в частности, рассказал о предварительных устных договоренностях между одним из городов провинции Коджаэли и администрацией Очамчырского района об установлении побратимских отношений. И подчеркнул: «Мы действительно ощущаем, что приехали к своим братьям, в страну души». Он сказал, что пригласил руководство Очамчырского района на празднование Дня Республики в Турции 29 октября.
Гости из Турции бывают в Абхазии часто, но вот чтобы «целый» губернатор провинции… По заявлению посла Грузии в Турции Ираклия Коплатадзе, в связи с визитом турецкой делегации в Абхазию Грузия направила в МИД Турции соответствующую ноту, кроме того, «состоялась коммуникация» с послом Турции в Грузии. По словам Коплатадзе, приводимым грузинскими СМИ, на правительственном уровне Турция однозначно признает территориальную целостность Грузии. Турция также поддержала в ООН резолюцию Грузии о возвращении беженцев, однако в стране сейчас предвыборный период, и, как поясняют центральные власти в Анкаре, об этом визите они не были информированы. Как добавил Коплатадзе в своем комментарии, который явно носит характер оправдания за то, что поездку не удалось предотвратить, посольству Грузии в Турции об этом визите стало известно несколько дней назад, и сразу в МИД Турции в Анкаре была направлена соответствующая нота.
Он также считает, что, поскольку в Турции проходит предвыборная кампания, «этим, видимо, воспользовались на местах представители соответствующих муниципалитетов и управ, которые в рамках предвыборной кампании, в тех регионах, где проживает много этических абхазов, устроили этот тур».
Действительно, как говорили турецкие гости в Сухуме, в провинции Коджаэли проживает около 30 тысяч абхазов, активно функционирует абхазский культурный центр. Означает ли это, что поездка, по версии грузинского посла, была связана с предстоящими выборами? Мне эта трактовка показалась надуманной. Но даже если и предположить, что одной из целей губернатора и других членов делегации было заручиться поддержкой проживающих в провинции абхазов и адыгов, то что здесь плохого? А вообще, экономические, культурные отношения двух частей разделенного некогда в XIX веке народа, так же, как двух соседних, пусть и разновеликих, пусть и не имеющих дипломатических отношений стран будут развиваться, потому что существует взаимная заинтересованность в этом.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия