Сегодня в Сухуме бывший директор республиканского унитарного предприятия «Абхазчай» Астамур Отырба на пресс-конференции рассказал журналистам о ситуации на предприятии и в целом по отрасли. В частности, он заявил, что премьер-министр Артур Миквабия потребовал у него «долю» в размере до 30% от капитала ООО «Абахазчай». Глава кабмина уже ответил на обвинения, назвав их ложью и провокацией.
Абхазский чай, который в советское время был главным абхазским брендом, сегодня практически уничтожен. Первым войну чайной отрасли объявил экс-президент Анкваб. Он неоднократно заявлял, что чай нам не нужен, что его производство не имеет перспектив и абхазский чай никто покупать не будет. Немало плантаций было уничтожено либо безвозвратно потеряно из-за наступления сорняков и леса.
Последние несколько лет чаем в Абхазии занимаются РУП «Абхазчай», которое было создано в 2010 году, и ООО «Абхазчай», заключившее с РУПом договор о совместной деятельности. Президентом Абхазии в то время был Сергей Багапш, который ничего против чая не имел и старался поддерживать отрасль. В 2010-2011 гг. было вложено около 140 миллионов рублей в реконструкцию трех чайных фабрик в селах Кутол, Лыхны и в г. Дранда, почищено от сорняков около 1300 га чайных плантаций и собрано около 200 тонн чая.
Из средств Комплексного плана на эти работы было выделено 96 миллионов рублей, но остальная сумма вложений не была возмещена ООО «Абхазчай» и лично Астамуру Отырба, она составляет около 46 миллионов рублей.
Your browser doesn’t support HTML5
По распоряжению премьер-министра Леонида Лакербая в 2013 году началась процедура ликвидации РУП «Абхазчай», существование которого сочли нецелесообразным. До сих пор процедура не завершена, и в настоящее время Астамур Отырба является председателем ликвидационной комиссии.
В 2011-2012 гг. в РУП «Абхазчай» прошла проверка, которая выявила хищение финансовых средств, а в 2013 году против Астамура Отырба было возбуждено уголовное дело. В апреле 2015 года уголовное дело закрыли в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
С приходом новой власти всем показалось, что подул ветер перемен. И вновь избранный президент Рауль Хаджимба заявил, что чай стране нужен и государство готово поддержать чайное производство. Но, по мнению Астамура Отырба, все обещания остались на словах и на бумаге. В реальности же не происходит ровным счетом ничего. Более того, Отырба уверен, что чиновники его просто обманывают. Пока он передвигается из кабинета премьера в кабинет министра сельского хозяйства или в какой-то другой кабинет, туда успевают дойти звонки с директивой «спустить дело на тормозах».
По его заявлению, он уже год топчется на месте, хотя мог бы за это время запустить производство. Он говорил о том, что знает инвесторов, которые готовы вкладывать в отрасль, что в абхазском чае есть серьезная заинтересованность у крупных компаний, как российских, так и зарубежных. Абхазский чай готова закупать компания «Майский чай», а также производители из Индии и Китая.
О своих отношениях с руководством Абхазии Астамур Отырба рассказывает:
«Я обратился с письмом к президенту, президент отправил мое письмо с резолюцией «принять решение» министру, министр написал письмо президенту и подтвердил, что, да, отрасль может жить, есть в этом смысл, мы определились с площадью примерно в 6000 га. После этого письма Шамиль Адзынба (вице-премьер) обратился с письмами в соответствующие районы – Гальский, Ткуарчалский, Очамчырский, Гулрипшский и Сухумский. Эти письма были доставлены им сразу же, в декабре (2014 года). Далее в процессе организации данного производства возникли вопросы финансового характера. Наша частная компания ООО «Абхазчай» в свое время инвестировала в РУП «Абхазчай» определенные ресурсы, на РУПе висит долг по заработной плате около 3,5 миллиона рублей».
Теперь ситуация складывается таким образом, что Астамур Отырба требует вернуть ему долги, а в правительственных кабинетах говорят, что денег нет, и идет шепоток о том, что Отырба украл государственные деньги. Астамур Отырба предлагает правительству изучить его деятельность и разобраться во всех финансовых проблемах, он готов предоставить всю документацию. Новое следствие его не пугает, но его пока никто не инициирует.
На правительственном уровне были подписаны письма, в соответствии с которыми ООО «Абхазчай» приступило к картографированию плантаций и земельных участков. Но оформление документов на выделение 6000 га застопорилось. Во всех инстанциях, куда обращался Отырба, был один ответ: «Сегодня, завтра, послезавтра…»
Он начал выяснять, кто тормозит принятие решения, и понял, что проблемы ему создает премьер-министр Артур Миквабия. Он отправился к нему на прием:
«Был следующий разговор: а с кем ты в этой компании (ООО «Абхазчай»)? Кто там за тобой? Секретов нет, я исчерпывающе ему все изложил. Тогда он предложил: возьми меня в долю, и мы там все быстро со свистом поднимем. Он сказал: «В долю меня возьми от 10 до 30%, если он, конечно, это помнит, от 100% капитала – моего 30% бизнеса. Я мягко и уклончиво отверг это предложение, объяснил, что помимо меня там есть те, кто будет инвестировать, надо со всеми согласовать, и, в конце концов, ничего же не оформлено. Давайте мы все это оформим и потом поговорим. Об этом разговоре неделю спустя я доложил главе администрации Астамуру Тания, на что он ответил: «Да что ты! Мы разберемся!» И после этого на связь не выходил. Видя, что Астамур Тания на контакт не выходит, я обратился к вице-президенту, объяснил, что такая вот сложилась ситуация. Я не могу идти к президенту, доложите ему, пожалуйста, примите меры, потому что у нас все зависло и ничего не двигается».
После возвращения Рауля Хаджимба из Татарстана Астамур Отырба пришел к нему на прием и изложил президенту суть требований к нему премьер-министра. По его словам, президент не удивился и не возмутился, обещал разобраться, но о результатах разбирательства, если таковое имело место, Отырба ничего не знает. Воз «Абхазчая» с места пока так и не сдвинулся.
Сразу после пресс-конференции Астамура Отырба на обвинения отреагировал Артур Миквабия. Он заявил, что заявление Отырба – это политическая провокация, направленная на его (премьер-министра) отстранение от должности. Миквабия назвал обвинения полностью лживыми и заявил о намерении подать в суд на обидчика за клевету. Кроме того, премьер-министр заявил об абсурдности обвинений: какая «доля» может быть взята с предприятия, у которого нет ничего, кроме долгов?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия