У власти нет мотива что-то менять

На прошлой неделе перспективы экономического развития Южной Осетии обсуждали руководство республики и местное экспертное сообщество. Судя по анонсам в местной печати, эти обсуждения будут продолжены 9 сентября (в медиацентре «ИР»). К сожалению, подчеркивают эксперты, эти обсуждения никак на влияют на реальное положение дел.

После очередного выступления высокопоставленного чиновника или форума по поводу перспектив развития республики возникает вопрос: не слишком ли большая роскошь – планировать, рассуждать и обещать солнечные перспективы на протяжении семи лет, но при этом ничего толком не делать? Ведь за это время через республику прошли колоссальные российские деньги, которые можно было потратить с пользой для людей. Наконец, семь лет – это значительная часть человеческой жизни, а значит, в распил пошли не только деньги, но и время, отпущенное людям?

Почему бы за эти годы хотя бы раз не предложить и какую-нибудь мало-мальски внятную реформу, концепцию развития, и не попытаться ее выполнить. Хотя бы в одной из отраслей. И пусть она окажется неправильной. Пусть скажут: «Извините, мы ошибались, но теперь мы учтем свои ошибки и начнем все сначала». Все – и чиновники, и эксперты – демонстрируют понимание, выступают с интересными заключениями, рекомендациями, но почему-то дело стоит.

Your browser doesn’t support HTML5

У власти нет мотива что-то менять

Это можно было бы назвать маниловщиной, если бы не рост личного благосостояния тех, кто за эти годы поучаствовал в управлении республикой.

Если бы не активная закулисная жизнь местных элит, интриги, борьба за власть, требующие огромных усилий, живости ума и предприимчивости.

Значит, все-таки люди деятельные. Тогда почему ничего не происходит?

По мнению руководителя общественного движения «Твой выбор – Осетия» Алана Джуссоева, вся проблема в сложившейся системе управления, которая парализовала все сферы жизни республики, нивелирует любые инициативы снизу. За эти семь лет так и не произошло обещанных реформ, разграничения полномочий между государственными институтами, не получилось создать внятных правил взаимоотношений по линии «власть – общество» или прозрачных правил игры для бизнеса. Точнее, не то чтобы они не получились, говорит Алан Джуссоев, их просто никто и не создавал:

«Все должно быть целостно и гармонично – и законы, и разграничения полномочий, и правила для бизнеса. К сожалению, этого не получилось. А пока этого не будет, мы еще семь лет будем говорить о том, что нужно делать, какие приоритеты, но ничего не изменится. Тот же фермер или инвестор должен иметь гарантии, что его не выгонят, если завтра поменяются чиновники. Правила игры для бизнеса должны быть прозрачными – без этого нам не на что рассчитывать. Кроме того, до сих пор руководством республики не поставлены конкретные задачи, не конкретизированы цели. Я это понимаю так: вот вам земля под садоводство, вот вам нормативная база под садоводство, вот вам в помощь начальник района, «заточенный» установками президента. Такого у нас нет».

По мнению российского экономиста Александра Караваева, перспективы республики определяют несколько взаимосвязанных вещей, в том числе взгляды общества на характер его взаимоотношений с властью, настрой людей, их мнения по поводу развития собственной республики и, наконец, их готовность отстаивать свои позиции:

«Если у ведущего в республике бизнеса есть такое мнение, мол, путь все остается как есть, лишь бы сильно не прижимали поборами и налогами, значит, никакого рывка в развитии не будет, это точно. И в этом случае трудно найти мотиваторы, чтобы там действительно были дела, а не только слова».

Что касается власти, считает Александр Караваев, то там меньше всего мотивации к пересмотру существующего положения вещей. В самом деле, вне зависимости от ее эффективности поток российских денег меньше не становится. Пенсии и зарплаты бюджетникам растут из России вне зависимости от собственных усилий по наполнению бюджета. Это комфортное положение, с которым трудно расстаться, говорит Александр Караваев:

«Если власти будут исходить из того, что и так все сложилось и нет намеков тому, что Россия не будет пересматривать финансовые отношения с республикой, то зачем городить огород? Зачем осложнять жизнь какими-то рискованными и сложными в исполнении инновационными программами? Появление чего-то нового – это всегда риск. Ведь речь идет о новых задачах для правительства по созданию производств и продвижению их продукции на российские рынки - это задача достаточно сложная и имеет за собой ряд рисков, потому что растущий бизнес будет влиять на расклады внутри элит».

По мнению Александра Караваева, это такая дилемма перед местным политическим классом: рискнуть собой, взвалить на себя ношу во благо республики или оставить все как есть – держать под личным контролем все сферы жизнедеятельности и распределять российские деньги.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия