Председатель парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов обратился в КГБ республики с просьбой проверить достоверность информации, изложенной в открытом письме бывшего председателя Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Дмитрия Ивако. Ранее экс-чиновник выступил со скандальными заявлениями о фальсификации итогов голосования в 2011 году.
Ряд югоосетинских интернет-ресурсов, аффилированных с председателем парламента Южной Осетии Анатолием Бибиловым, опубликовали письмо бывшего замминистра информации и связи, с 2009 по 2011 годы занимавшего должности заместителя, а затем и председателя Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Дмитрия Ивако. Бывший чиновник обращается к спикеру югоосетинского парламента и утверждает, что ряд должностных лиц по указанию экс-президента Эдуарда Кокойты, в их числе и он сам, занимались фальсификацией итогов выборов 27 ноября 2011 года. Ивако пишет, что не снимает с себя ответственности, при этом называет себя очевидцем, свидетелем и участником преступлений, касающихся «симулирования выигрыша кандидата в президенты А. Бибилова с последующим вмешательством в систему ГАС «Выборы» с целью недопущения опубликования предварительных результатов о победе кандидата Аллы Джиоевой». Он также утверждает, что экс-президент Эдуард Кокойты и тогдашний генпрокурор Таймураз Хугаев оказывали давление на членов ЦИК, требуя подписать сфальсифицированный итоговый протокол второго тура выборов.
Обращение Дмитрия Ивако, поступившее в парламент, спикер Анатолий Бибилов направил руководителю КГБ Виктору Шаргаеву «для проведения проверочных мероприятий по изложенным фактам». Впрочем, к его откровениям в Южной Осетии относятся, мягко говоря, неоднозначно.
Your browser doesn’t support HTML5
«Я не верю, что в чиновнике, являющимся фигурантом нескольких уголовных дел в РФ и скрывающимся от правосудия, вдруг спустя четыре года заговорила совесть и он начинает разоблачать преступный режим Эдуарда Кокойты, в окружение которого входил», – говорит один из моих источников.
Я поговорила с несколькими источниками, представляющими разные политические силы Южной Осетии. По мнению одних, Дмитрий Ивако мстит бывшим соратникам – Эдуарду и Роберту Кокойты, а также Георгию Кабисову, поскольку те на свободе, а он вынужден скрываться от уголовного преследования российских правоохранительных органов. Мой собеседник напомнил, что бывший чиновник приложил руку и к рейдерскому захвату сторонниками экс-президента Народной партии в 2009 году. По информации вторых, за разоблачениями Ивако стоят многочисленные оппоненты Кокойты. Как мне стало известно, он пытался войти в доверие к Дзамболату Тедееву в 2013 году, предлагая компромат на экс-президента, но бывший тренер сборной России по вольной борьбе не подпустил к себе ренегата на пушечный выстрел. Не исключено, что Ивако воспользовался поддержкой другого оппонента Кокойты – бизнесмена Альберта Джуссоева. Выслушала я и мнение том, что бывший высокопоставленный чиновник вступил в альянс с югоосетинскими властями, а обвинения в адрес Эдуарда Кокойты – всего лишь попытка не допустить возвращения экс-президента в большую политику. Так или иначе, по мнению моих собеседников, Дмитрий Ивако – несамостоятельная фигура и его скандальные заявления связаны с предстоящими президентскими выборами.
Мотивы разоблачений бывшего чиновника и время их распространения не интересуют спикера парламента Анатолия Бибилова. В телефонном разговоре со мной он отметил, что будет добиваться соблюдения закона, поскольку сам возглавляет законодательный орган Южной Осетии:
«Мы не можем игнорировать любое заявление, которое поступает в парламент республики. Все заявления мы направляем адресату: если это касается строительства, направляем в комитет строительства, если это касается культуры, то в комитет по культуре.
– Как вы относитесь к информации, изложенной Дмитрием Ивако, о том, что вам противостояли партия власти «Единство» и руководство Южной Осетии?
– Там может быть любая подоплека, начиная от действительности изложенных фактов и заканчивая придумыванием каких-то фактов. Мы не знаем этого, поэтому и направили обращение Ивако в Генеральную прокуратуру, чтобы получить ответы на все эти вопросы. Мы пока не знаем, насколько то, что там написано, достоверно. В действительности все это должно проверяться и выясняться, что на самом деле происходило.
– Анатолий Ильич, вы сами как считаете, почему потерпели поражение в выборах 2011 года – потому что вас не поддерживал экс-президент Кокойты и не было административного ресурса?
– Я много раз давал комментарии на эту темы, в интернете это все есть, прочитайте это… Если бы политическая партия, которая выдвигала кандидата в президенты, работала действительно на этого кандидата, включая, конечно, и руководителя, то этот кандидат бы победил. Я сказал более чем емко.
– А каково ваше мнение о фальсификации итогов голосования?
– Есть решение Верховного суда. Решение суда мы обязаны выполнять. Меня тогда спрашивали: «Вы будете признавать результаты выборов?» Я сказал: «Нет!» Такие выборы я не признаю и не буду признавать. Ни сегодня, ни завтра. Это мое мнение. Все остальное, что там происходило, – интрижки и прочее, мне неинтересно. Но с точки зрения закона, поскольку я сам глава законодательного органа, мне интересно знать, какую объективную оценку могут дать наши правоохранительные органы».
Узнать мнение экс-президента Эдуарда Кокойты мне не удалось, однако источник из его окружения согласился прокомментировать обращение Анатолия Бибилова в КГБ республики:
«Очень настороженно люди отнеслись к действиям господина спикера. Без энтузиазма. Вот на его сайтах это опубликовали, даже на Uasdan скептическое к этому отношение. Пытаются подменить истину, ничего сенсационного. Это очередной фальстарт выборов. Кое-кому не терпится спровоцировать досрочные президентские выборы любой ценой, прибегая к авантюрным средствам, чтобы забраться в президентский кабинет. Очевидно, инициатор передачи обращения Ивако в КГБ и Генпрокуратуру – Бибилов забыл, что именно он и его команда были истцами в Верховный суд и по их жалобе Верховный суд отменил итоги выборов. Пока постановление Верховного суда остается в силе, вряд ли Бибилов и его окружение найдут аргументы, позволяющие поставить под сомнение вердикт Верховного суда. Соответственно, ни парламент, ни Генпрокуратура не вправе проводить ревизии постановления Верховного суда. Для проведения доследственных действий необходимы не сообщения Ивако в интернете, а официально запротоколированные заявления по всем нормам УПК. Подручный Бибилова Ивако бросает тень на Кокойты, отождествляя выборы 2011 и 2012 годов, когда Кокойты уже не работал. В своих многочисленных интернет-излияниях Ивако не приводит фактов, что Кокойты давал противоправные указания».
Источник из окружения Эдуарда Кокойты также пояснил, что экс-президент не скрывает, что намерен принять участие в президентских выборах 2017 года:
«Это не является секретом. Но Кокойты и его команда не переступят законы Южной Осетии. Они не допустят дестабилизации общественно-политической обстановки. Придет время, и будут приняты решения по началу предвыборной кампании, и народ определит, кому отдать свои голоса. А до этого Кокойты и его команда не будут участвовать в политической деятельности. Действия Ивако и Бибилова – это попытка втянуть Кокойты в фальстарт президентских выборов любой ценой: митингами, концертами-балаганами вывести людей на площадь, а там и до досрочных выборов совсем недалеко. Нерешенных проблем в Южной Осетии много. Но ни Кокойты, ни действующий президент Леонид Тибилов не будут участвовать в фальстарте, поскольку это губительно для Южной Осетии».
На вопрос, по-прежнему ли состоят в команде экс-президента бывший председатель Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Георгий Кабисов и бывший генпрокурор Таймураз Хугаев, мой собеседник ответил отрицательно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия