Ираклий Аладашвили: «Все очень быстро меняется»

Главный редактор грузинского военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили

ПРАГА---Сегодня в рамках рубрики «Гость недели» мы побеседуем с главным редактором грузинского военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклием Аладашвили.

Дэмис Поландов: Ираклий, полтора года назад я брал у вас интервью, которое, надо признать, меня очень сильно удивило. Вы тогда не только выразили сомнения в том, что НАТО собирается принять Грузию в свои ряды, но даже сомневались в том, что НАТО способно защитить своих действительных членов – тогда мы говорили о Прибалтике. Это было полтора года назад. С тех пор как-то изменилось ваше мнение?

Ираклий Аладашвили: Да, изменения есть, но в том смысле, что НАТО проснулось. Война 2008 года, когда натовские военные, генералы и дипломаты не смогли или не хотели увидеть российскую военную агрессию против Грузии. Но 2014 год – события на Украине, в Крыму, Донецке, – все расставил на свои места. НАТО приняло решение после этих событий и постепенно начало развертывать или перебрасывать свои войска в восточном направлении. В частности, в Прибалтику, которая 10 лет была членом НАТО, но там не находилось никаких натовских военных соединений. В Болгарии и Румынии создаются шесть штабов и силы быстрого реагирования. Все это означает, что НАТО начало действовать уже по-другому, и можно даже сказать, что НАТО должно поблагодарить Путина, потому что, если бы не его действия, НАТО, наверное, не проснулось бы. Что касается переброски войск и, главное, военных учений, которые проводятся интенсивно – заканчивается одно, начинается второе, – это тоже интересный выход. Потому что НАТО, с одной стороны, еще продолжает свою политику, чтобы не дразнить Россию, с другой стороны, нашло какую-то лазейку, чтобы военная боевая техника все время находилась как можно восточнее и ближе к России.

Your browser doesn’t support HTML5

Гость недели – Ираклий Аладашвили

Дэмис Поландов: Ираклий, насколько я понимаю, это уже касается и Грузии, потому что на этой неделе Тинатин Хидашели говорила о том, что одна из задач учений 2016 года с участием американских военных подразделений и боевой техники – выяснить, насколько быстро смогут американская военная техника и солдаты прибыть в Грузию с того или иного места отправки. Как вы характеризуете политику НАТО именно в отношении Грузии, что сегодня делает НАТО в Грузии, каковы вообще перспективы?

Ираклий Аладашвили: Несколько дней тому назад, как вы сами сказали, министр обороны Грузии Хадишели, в принципе, сказала то, что до этого несколькими минутами ранее сказал командующий американскими сухопутными войсками в Европе. Когда он был в Тбилиси, он подчеркнул, что НАТО будет отрабатывать на учениях в 2016 году, как можно быстро перебросить боевые подразделения и технику в Грузию. В принципе, что-то подобное уже происходило в этом году три месяца назад, когда проводились совместные учения и впервые в истории Грузии американская боевая техника, в первую очередь боевые машины пехоты «Бредли», попала в Грузию по морю через Болгарию. Наверное, это тоже была какая-то подготовка в этом смысле.

Я хочу подчеркнуть другое. Если, не дай Бог, опять начнется российская военная агрессия, Америка и НАТО, конечно, не успеют перебросить в Грузию какое-нибудь соединение. Почему? Потому что есть три пути – морской, сухопутный и воздушный (самый быстрый), но если начнется что-нибудь, то Россия, конечно, закроет воздушное пространство над Грузией. Если рассматривать морской путь, то это еще дольше, и Россия также закроет морской путь и в Батуми, и в Поти, чтобы туда не заходили паромы с боевой техникой. Нужно подчеркнуть, что уже в этом году и в 2016 году на Черное море прибывают новейшие российские подводные лодки, одна из которых через несколько дней войдет в Черном море, – они тоже будут блокировать этот путь. Что касается сухопутного пути через Турцию, то я очень сомневаюсь в том, что Турция будет согласна пропустить натовские сухопутные войска через свою территорию. Так что мое личное мнение, что не надо думать о том, как быстро перебросить войска, а заранее, уже сейчас передислоцировать какую-то группировку в Грузию

Дэмис Поландов: Насколько я понимаю, пока об этом речи нет, но все-таки давайте тогда поговорим об учебных центрах НАТО, которые только открываются. Правильно ли я понимаю, что учебный центр НАТО в некотором роде – это прообраз будущей военной базы НАТО в Грузии?

Ираклий Аладашвили: Если честно сказать, этот учебный центр, конечно, открыли, но реально там нет никакого учебного центра. Там до сих пор был крцанисский учебный центр и отдельно полигон в Вазиани. Пока что там не начали строить инфраструктуру этого центра, хотя, конечно, будут использованы и крцанисская, и вазианская инфраструктура, и все, что там есть. С другой стороны, этот центр не будет военной базой. Некоторые в Грузии думают, что этот центр нас защитит, но это не боевое подразделение – это центр для обучения. Там не будет постоянно каких-то подразделений, а будет проходить подготовка, как было сказано, грузинских и натовских подразделений. Меня радует то, что этот центр, в принципе, может подготовить боевые подразделения до уровня батальона. Это самое хорошее, потому что до этого в Грузии готовили до взвода, до роты, а до батальона не готовили, так как это было уже трудно. Другой вопрос еще в том, что грузинские войска и подразделения обычно готовили для Ирака и Афганистана, для ассиметричной войны – если прямо сказать, для антипартизанских действий. 2008 год показал, что несколько тысяч грузинских военнослужащих, которые уже прошли Ирак, имели эту подготовку, но это им мало пригодилось против авиации и артиллерии, потому что их учили воевать против партизан.

Дэмис Поландов: Скажите, а как сегодня реагирует Россия на это сближение, какие-то подвижки НАТО, в том числе и в Грузии? Видите ли вы какие-то действия на южном направлении или Россия полностью сосредоточена на Украине?

Ираклий Аладашвили: У России всегда хватит и времени, и денег, и сил для того, чтобы не забыть о Грузии. К сожалению, это так. Реальность в том, что чем мы ближе будем подступать к НАТО или НАТО к нам, тем ближе будет угроза возобновления российской военной агрессии. Я, например, вчера проезжал по дороге Тбилиси – Гори ночью, все было очень хорошо освещено, и была хорошо видна в нескольких километрах российская оккупационная военная база. Им хватит и получаса для того, чтобы перекрыть эту основную грузинскую дорогу, по которой в день проезжает несколько тысяч автомашин. Что тогда произойдет? Грузинское правительство будет стоять перед выбором: или убрать их оттуда силой, хоть там будет стоять целый российский взвод, или закрыть на это глаза. Вот все зависит от этого. Думать о том, что НАТО или кто-нибудь сразу кинется нам помогать военной силой, – это нереально на данном этапе. Хотя все очень быстро меняется.