Главное – перехватить инициативу

История фальсификации президентских выборов 2011 года, рассказанная экс-главой Госкоминформации, в общем-то, выводит спикера югоосетинского парламента Анатолия Бибилова из категории бенефициариев в разряд жертвы

В конце мая в интервью «Эху Кавказа» бывший председатель Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Южной Осетии Дмитрий Ивако выступил со скандальными заявлениями о фальсификации итогов голосования на президентских выборах 2011 года. Спустя три месяца председатель югоосетинского парламента Анатолий Бибилов заявил о том, что бывший чиновник направил письмо аналогичного содержания и в парламент. Спикер обратился в Генпрокуратуру и КГБ республики с просьбой проверить достоверность информации, изложенной Дмитрием Ивако.

Цхинвальские эксперты убеждены, что не будет никакого расследования КГБ по письму Дмитрия Ивако о фальсификациях на президентских выборах 2011 года.

Собственно, для спикера югоосетинского парламента Анатолия Бибилова это и не принципиально. Главное – перехватить инициативу, озвучить проблему и как можно дольше удерживать внимание избирателя. В этом смысле местная политическая конкуренция – это анонс и горячее обсуждение событий, которые заведомо не наступят. Как, например, это было, когда парламент озаботился качеством судебной системы республики. Было много правильной критики со стороны депутатов, были отклики людей, пострадавших от неправомерных вердиктов, были надежда и народное одобрение парламентариев… Но эта история ничем не закончилась. Она затихла незаметно, как незаметно затихли и возмущения пострадавших жителей. Что осталось? Демонстрация неравнодушия народных избранников, их правота в споре и невнятные оправдания судейских.

Your browser doesn’t support HTML5

Главное – перехватить инициативу

В этом есть смысл. Это такая ситуация, когда обсуждение проблемы зачисляется в актив политиков как реальная созидательная деятельность. Главное, чтобы потом какой-нибудь негодяй не спросил: «А где результат? Где обещанная реформа судебной системы?»

В отличие от прочих «перехватываний инициативы», в этом обращении спикера парламента к КГБ, его требований расследования событий ноября 2011 года есть и конкретная польза. Многие в республике считали Анатолия Бибилова одним из виновников срыва выборов 2011 года, политических репрессий, развязанных против его конкурента по избирательной компании Аллы Джиоевой и ее сторонников.

История фальсификации выборов, рассказанная Дмитрием Ивако, в общем-то, выводит политика из категории бенефициариев в разряд жертвы. Да, говорит Дмитрий Ивако, Москва была на стороне Анатолия Ильича, да, Избирком России даже подготовил хитроумную, скажем мягко, схему коррекции ее итогов в нужном направлении. Но только потом, как оказалось, Эдуард Джабеевич сам, по своей инициативе поломал через колено волю избирателей. Главное для Анатолия Бибилова в свидетельствах Дмитрия Ивако состоит в том, что он к этому не причастен. Не по его указанию избивали Джиоеву и ее сторонников, не он отменял итоги выборов.

Соответственно, и отказ Анатолия Ильича признать итоги выборов обретает совершенно иную тональность – не потому, что ему было невыгодно их признавать, а потому, что такие выборы признать нельзя. Еще одна польза – это борьба за электорат Эдуарда Кокойты. Что ни говори, а Эдуарда Джабеевича местные белые воротнички боятся до сих пор. Перспективы его возвращения обсуждаются и в кулуарах местными политиками, и на кухнях избирателями.

В отличие от своих предшественников, он явно не ушел на покой. Он по-прежнему в кадровом резерве Кремля, возглавляет фонд Андрея Первозванного, часто бывает в республике, много общается с людьми, поздравляет молодоженов, разъезжает на автомобиле с российскими дипломатическими номерами и охраной МВД России. Чего он хочет, что планирует? Каков его потенциал? Намерен ли он принять участие в предстоящих выборах президента, если да, то в каком качестве? Никто не знает. Все это сгущает туман вокруг персоны экс-президента и навевает тревогу его потенциальным конкурентам. И здесь важно одно обстоятельство: у Эдуарда Джабеевича и Анатолия Ильича пересекаются электораты. В стан Анатолия Бибилова перешли многие симпатианты Эдуарда Кокойты. Как меня уверяли в Цхинвале, многие из них по-прежнему скучают по «Джабеличу». Поэтому разоблачение вероломства Эдуарда Кокойты может оказаться весьма полезным для кандидата в президенты Анатолия Бибилова на предстоящих выборах, как полезно и замириться с теми, кто голосовал за Аллу Джиоеву. Да и Москве не грех напомнить, как Эдуард Джабеевич кинул российских кураторов в угоду собственным интересам.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия