Сегодня национальной валюте Грузии лари исполняется 20 лет. 2 октября 1995 года лари пришел на смену первой постсоветской грузинской валюте – так называемому купону, который имел хождение с августа 1993 года. Роман Гоциридзе, бывший вице-премьер правительства, а впоследствии – президент Нацбанка Грузии, был одним из тех, кто стоял у истоков лари. В рубрике «Гость недели» он вспоминает процесс создания новых грузинских денег.
Ираклий Орагвелидзе: Батоно Роман, как известно, лари не был первым платежным средством Грузии после распада СССР. Расскажите, почему возникла необходимость во вводе в обращение грузинского купона?
Роман Гоциридзе: После объявления независимости Грузия оставалась в рублевой зоне, а рубль был платежным средством во всех без исключения постсоветских республиках. Приблизительно с конца 1992 года Россия перекрыла для Грузии все каналы перечисления рублей, т.е. Грузия в одночасье лишилась всех денег, которые были на счетах граждан Грузии и предприятий. Сделано это было в политических целях, чтобы воздействовать на руководство Грузии в разгар абхазской войны. В итоге страна фактически осталась без наличности – тех ничтожных средств, которые оставались на руках населения, предприятий и банков, явно не хватало для полноценного функционирования экономики. В итоге в течение полугода население оставалось без зарплат и пенсий. Поэтому правительству срочно пришлось вводить в оборот суррогат рубля – купон, который был в обращении наравне с советским и российским рублем. Руководство Грузии надеялось, что Россия разморозит счета, однако этого не произошло: с 17 июля 1993 года Россия целиком перешла на свой рубль, полностью оставив постсоветские республики без денежной массы. В этих условиях Грузии пришлось объявить купон единственным платежным средством – это произошло 3 августа 1993 года. Это был самый тяжелый момент для экономики страны, которая по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 78%. Тогда премьер-министром был Тенгиз Сигуа, и в правительстве Шеварднадзе велась борьба между реформаторами и бывшими партийными функционерами.
Your browser doesn’t support HTML5
Ираклий Орагвелидзе: Я хорошо помню времена, когда в обращении был купон. Почему он стал так стремительно обесцениваться?
Роман Гоциридзе: В октябре 1993 года Шеварднадзе отправил в отставку правительство, где я занимал пост вице-премьера. Новое правительство приняло купон по курсу 1 доллар – 17 тысяч купонов, а спустя год за один доллар уже давали 2 миллиона 400 тысяч купонов. Получилось это из-за бездумных действий руководства Нацбанка и правительства. К слову, после нашей отставки сразу же была произведена эмиссия в размере 25 миллиардов купонов. Алчные чиновники и депутаты от партии власти Шеварднадзе брали гигантские кредиты под мизерные проценты, переводили их в доллары и через год возвращали в казну гроши. Это была катастрофа – инфляция достигла 7000% в месяц.
Ираклий Орагвелидзе: Как же удалось взять ситуацию под контроль?
Роман Гоциридзе: В этих условиях управлять экономикой было невозможно, и чтобы избежать краха, правительство обратилось к Международному валютному фонду с просьбой о помощи. Срочно была разработана программа МВФ, по которой на условиях проведения строгой монетарной политики Грузии был выдан транш в размере 40 миллионов долларов. И были приняты закон о «Нацбанке Грузии» и ряд сопутствующих законов. Можно сказать, что с этого момента появились предпосылки для стабилизации купона. За короткий период курс стабилизировался на уровне 1 доллар – 1 миллион 300 тысяч купонов и оставался на этой отметке на протяжении одного года. Можно сказать, в этот момент были созданы все предпосылки для введения лари, что в скором времени и произошло.
Ираклий Орагвелидзе: Как это случилось? Почему на старых образцах монеты тетри значится 1993 год?
Роман Гоциридзе: Дело в том, что монеты тетри были уже отчеканены в 1993 году, и на них отсутствует герб Грузии. Смена названия государства с «Республики Грузия» на «Грузия» произошло в 1995 году, поэтому на мелочи до сих пор осталось старое название. Лари был введен в оборот 2 октября того же года, фактически это было денежной реформой, деноминацией валюты, где исчезли шесть нолей. Тогда 1 доллар стоил 1 лари 30 тетри. В целом можно сказать, что лари ассоциируется со стабильностью. Гиперинфляция и войны остались в прошлом, и была создана сравнительно стабильная макроэкономическая ситуация. Именно этот момент использовал Шеварднадзе перед выборами 1995 года, когда ввел в оборот лари – буквально накануне выборов. Этим он заявил о конце эпохи нестабильного купона и в итоге победил на выборах. Удалось ли ему этим шагом смыть свои грехи перед народом Грузии? Вряд ли. Все помнят о преступных действиях тогдашней элиты, которая шла на все ради собственного обогащения, всячески оттягивая ввод в оборот лари.
Ираклий Орагвелидзе: Вы сказали, что лари ассоциировался со стабильностью. Однако мы помним и его падения, например, в 1998 году…
Роман Гоциридзе: Экономический кризис, произошедший в России в 1998 году, обвалил и лари. Примечательно, что валютный кризис затронул не все постсоветские страны, а только Грузию, Украину и Белоруссию, но не затронул ни соседние с Грузией страны, ни страны Прибалтики и Средней Азии. Виной этому была неправильная экономическая политика правительства, которая сделала ставку исключительно на отношения с Россией. Лари тогда скатился к историческому минимуму – 2 лари 45 тетри за один доллар, правда, он вскоре вернулся к равновесию, а во времена экономического бума приблизился к отметке 1 лари 40 тетри за один доллар. К сожалению, в связи с непродуманной политикой правительства «Грузинской мечты» лари недавно вновь пробил историческое дно, повторив антирекорд 1998 года. Будем надеяться, что история повторится и лари вновь окрепнет, как в 2006 году. Для этого необходимо проводить совместную с Нацбанком строгую бюджетную и монетарную политику.
Ираклий Орагвелидзе: Где был отпечатан лари и как разрабатывался его дизайн? Ведь в Грузии нет оборудования для печатания денег.
Роман Гоциридзе: Создание дизайна лари проходило под непосредственным руководством тогдашнего премьера Тенгиза Сигуа. Были созданы две комиссии: одна занималась техническими вопросами под моим руководством, вторая – разработкой названия будущей валюты и художественным оформлением купюр. Те портреты общественных деятелей, которые изображены на лари, были разработаны именно в 1993 году. Отпечатаны купюры были во Франции фирмой «Обертур». Дело в том, что французские партнеры отпечатали деньги в кредит, так как казна была пуста – 40 миллионов долларов, выделенных МВФ, уже не было в помине. Именно в 1993 году были отчеканены монеты и паспорта, матрицы для печати бумажных банкнот также были готовы, а сами купюры были отпечатаны в 1995 году.
Ираклий Орагвелидзе: Существуют ли банкноты, которые не попали в оборот? По моей информации, существовала купюра в 500 лари, на которой был изображен Давид Строитель (Агмашенебели).
Роман Гоциридзе: Банкнота номиналом 500 лари действительно была отпечатана в 1993 году, однако экономика Грузии в тот момент была настолько мала, что выпуск ее в оборот был отложен до лучших времен. Впоследствии от нее пришлось отказаться, так как средства защиты купюры настолько устарели, что отпечатать ее можно было в типографии средней руки. Так что купюра в 500 лари так и остался в истории отпечатанной, но не пущенной в оборот банкнотой.
Ираклий Орагвелидзе: Мне известно, что в бытность президентом Нацбанка вы выпустили купюру достоинством 200 лари, на которой изображен Сухуми. Расскажите, как это произошло.
Роман Гоциридзе: Так как в 2006-2007 годах в Грузии наблюдался экономический бум, нами было решено выпустить такую банкноту, на которой были бы запечатлены мотивы экономического развития, а не только цари и поэты. В итоге на лицевой стороне было решено расположить портрет Нико Николадзе, а на обратной – порты города Поти. Однако в то же время произошло перезахоронение из Франции Какуцы Чолокашвили, а политическая ситуация с Россией стала очень напряженной. Поэтому было решено переделать купюру на патриотический мотив. С одной стороны банкноты был нанесен портрет Чолокашвили как борца за независимость Грузии, а с другой – Сухуми как образ исторической памяти и напоминание о территориальной целостности Грузии. Сама купюра была отпечатана по последним технологиям и выиграла конкурс в Малайзии на звание самой лучшей с художественной точки зрения и защищенности банкноты мира образца 2007 года.