Грузинская оппозиционная телекомпания «Рустави-2» может прекратить свое вещание. В руководстве телеканала заявляют, что власти страны намеренно создают компании финансовые проблемы. Тбилисский городской суд, в котором уже два месяца продолжается тяжба между бывшим и нынешними совладельцами «Рустави 2», не позволил совершиться сделке, в результате которой руководители телекомпании надеялись выручить деньги на продолжение деятельности. В результате телеканал остался практически без средств к существованию.
Сотни людей пришли сегодня к зданию парламента в Кутаиси, чтобы поддержать оппозиционный телеканал «Рустави 2». Участники шумной акции с транспарантами и плакатами в руках обвиняли власти страны в стремлении закрыть частную телекомпанию. Депутаты от правящей «Грузинской мечты», которым приходилось пробираться к зданию парламента сквозь «коридоры позора», пытались заверить разъяренную толпу, что власти, мол, ни при чем, а то, что происходит с «Рустави 2», является лишь спором частных лиц. Однако толпа напирала, и у некоторых депутатов сдавали нервы.
«Это и так украденный (нынешними владельцами) телеканал! – прокричал Гигла Жвания, депутат от «Мечты», брат покойного бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвания, – теперь пусть отвечают, пусть делают, что хотят!» Толпа проводила его криками «раб России».
Но больше всего сегодня досталось депутату от большинства Давиду Лорткипанидзе, которому в лицо метнули громкоговоритель. От расправы депутата спасла парламентская охрана, втолкнув его в здание и закрыв за ним вход своими телами.
Your browser doesn’t support HTML5
Ситуация вокруг «Рустави 2» накалилась после того, как Тбилисский городской суд наложил арест на счета ныне недействующей телекомпании «Сакартвело», которая принадлежит владельцам контрольного пакета акций «Рустави 2» – братьям Левану и Георгию Караманашвили. Они намеревались продать «Сакартвело», а вырученные деньги вложить в развитие «Рустави 2». Нашелся и покупатель – некий Дмитрий Чиковани, сделка должна была состояться вчера, однако Государственный реестр отказался ее оформлять. Выяснилось, что на компанию судом наложен арест на основании ходатайства со стороны бывшего совладельца «Рустави 2», бизнесмена Кибара Халваши, который заявил о намерении вернуть свою долю и уже два месяца ведет тяжбу с нынешними владельцами. Напомню, Халваши был совладельцем телекомпании с 2004 года, правда, недолго. Уже в 2006 году, как утверждает сам бизнесмен, бывшие власти страны вынудили его отказаться от своей доли.
Решение суда об аресте телекомпании «Сакартвело» стало неожиданностью для руководства «Рустави 2». Генеральный директор телеканала Ника Гварамия обвинил власти страны в давлении и заявил, что суд не уведомил представителей «Рустави 2» о своем решении. Кроме того, он признался, что из-за сорванной сделки канал оказался на грани закрытия, так как у компании попросту нет денег. Этого, по словам Гварамия, и добиваются грузинские власти. Однако гендиректор пообещал сделать все, чтобы «Рустави 2» продолжил вещание. От этих слов он сразу же перешел к делу:
«Я впервые за эти три года, в течение которых с нами борются власти, обращаюсь к вам – населению – с просьбой о помощи. «Рустави 2» самостоятельно не сможет одержать победу в этой неравной битве. Это битва не только за «Рустави 2», но и за свободу слова в стране, за справедливый суд. Мне очень стыдно, что я делаю это, но мне не оставили другого выхода. Мы открыли специальный счет. Если вы можете, то даже один лари будет для нас очень важен. Так вы поддержите свободу прессы и право выражения мысли в этой стране. Каждый ваш лари, перечисленный на этот счет, является серьезной инвестицией в будущее ваших детей», – заявил Гварамия.
На события вокруг «Рустави 2» незамедлительно отреагировали в неправительственном секторе. Грузинский медиаэксперт Нино Данелия считает, что налицо попытки воспрепятствования работе частного СМИ. Судя по тому, в чей адрес постоянно звучит критика в эфире «Рустави 2», несложно догадаться, кто может за всем этим стоять, говорит эксперт:
«Те процессы против «Рустави 2», за которыми мы сейчас следим, больше ничем нельзя объяснить, кроме как желанием властей или в еще худшем случае желанием лично Бидзины Иванишвили сделать так, чтобы в предвыборный период в стране не осталось свободных СМИ. Тем более, когда речь идет о таком влиятельном ресурсе, как «Рустави 2». Власти, чтобы заставить замолчать неудобные СМИ, перешли уже к абсолютно беззаконным, каким-то диким методам», – говорит Данелия.
Представители властей все подобные обвинения категорически отвергают, при этом не упуская возможности лишний раз напомнить, как вели себя по отношению к независимым СМИ их предшественники в лице «Единого национального движения». Так, представители руководства страны сегодня вновь напомнили о захвате и дальнейшем закрытии телекомпании «Имеди» в 2007-м году, после чего ее фактически передали в руки нового владельца, лояльного властям.
Сегодня вице-премьер, министр иностранных дел Георгий Квирикашвили вновь заявил, что руководство страны не вмешивается в ситуацию вокруг «Рустави 2». Более того, по его словам, грузинский суд уже доказал свою самостоятельность, а потому обвинять его в предвзятости и политизированности при принятии решений крайне неверно.
И тем не менее владельцы «Рустави 2» настаивают на своих обвинениях. При этом генеральный директор телекомпании Ника Гварамия пообещал, что нынешнее руководство страны «закроется раньше, чем Рустави 2».